содержание |
Российский пустопорожнякНа днях я попытался обобщить впечатления об окружающей меня действительности. Я только что дочитал книжку Хайдеггера. Мысли великого философа-от?ельника о?еломили не глубиной и ученостью, а веющей от них свежестью и актуальностью После почти недельного непреднамеренного перерыва я погрузился в информационные сайты и меня поразила пустота. Отсутствие подлинных событий. Возникло впечатление, что ничего вообще не происходит. Звучит нелогично, ведь в эти дни сайты пенились комментариями об отставке Лужкова. Президент не терял времени и делал заявления, а премьер раздавал деньги. А репортажи про арестованных коррупционеров? Но какое все это имеет отно?ение событийности? Сбрасывание Лужкова ч вер?ин Олимпа – это новость из разряда Вечного возвращения. Отстранение старого и назначение нового мэра не заряжены энергийностью события потому, что с появлением нового лица в московской мэрии ничего не изменится. Если бы в телевизионной программе ведущий вместо сенсации об отставке Лужкова продекламировал стихи на древнегреческом, мы узнали бы не мень?е нового. Я имею в виду новость как эхо события, прорастающего из реальности и связывающего нас с невидимым телом и духом народной жизни. Новостные передачи ни с чем меня не связывают. Они выполняют роль декораций и антуража. Это все оруженосцы подле голого короля, восхищающиеся новым нарядом властителя. Но подлинное событие состоится только тогда, когда появится мальчик, который воскликнет: а король-то голый! Уже в ельцинских стра?илках 1996 года не было жизни. Сочинители это знали и печатали дополнительные комплекты избирательных бюллетеней. В 2003 году началась ?тучная война с коррупцией, в результате чего Ходорковский осел на нарах, а ряды российских фигурантов журнала «Форбс» с каждым годом приумножаются. Что же здесь нового? На телеэкране клокочут страсти, но они нарисованные, как котелок на стене в лачуге папы Карло. Телеэкранные тени не соприкасаются с на?ей плотью. Они вне на?их истинных потребностей. В них столько же жизни, сколько в совокуплении куклы Барби с целлулоидным принцем. Доминирует сканирующий, отстраненно зрительский интерес. Пожирание глазами. ?нформационное вместилище превращено в искусственную квази-жизненную среду, набитую выдуманными образами, которые мечутся по просчитанным (кем-то) траекториям, не входя в нас и не сливаясь с нами. Медведь со стеклянными глазами в краеведческом музее боль?е укоренен в реальность, чем репортер на телеэкране. Телеведущий - это имиджмейкер не конкретного лица, а политической субстанции в целом. Неуловимой и неосязаемой экзистенции, о которой нельзя ничего сказать, кроме того, что она есть и каким-то образом проникает в тебя. Таково ее предназначение – проникать в тебя. На экране сменяются придуманные и срежиссированные действа, которые симулируют признаки реальной жизни. Они подменяют настоящую жизнь. А ну-ка, встряхнитесь, доллар подскочил на три копейки! Доллар рухнул на двадцать семь копеек! А доллар в отно?ении к евро? О, это интересно! Сформирована искусственная потребность следить за колебаниями курсов валют. Это не имеет никакого отно?ения к жизни. Это уже стиль жизни. Не чувствуете, какой порыв, какая динамика? Три копейки, пять копеек, двадцать копеек. Плюс или минус – неважно. Важен ритм, темп, исчисленность, которые имитируют эффект реального наполнения. Впечатляет доведенное профессором Беляевым до совер?енства наполнение страстью и человеческим духом прогнозов погоды. Коварные перемещения циклонов и антициклонов, плаксивые дожди, жестокосердный зной Астрахани. Прогноз погоды стал одним из самых заметных событий на ТВ и ожидается почти как прогноз судьбы. Банальная метеосводка превратилась в протез ускользающей витальности. Ничего не происходит, а ли?ь повторяется. На?а страна похожа на угасающую звезду. Она сжимается под действием гравитационного поля и незаметно превращается в черную дыру, в которой остановилось время и из которой не вырываются никакие сигналы. ?ногда мне кажется, что речи Цицерона, сказания несторовских летописей, дискуссии Галилея с инквизиторами, донесения Колумба несут в себе не мень?е знаний о на?их сегодня?них проблемах, чем озвученные интервью российских государственных мужей. Мы плохо знаем свою историю, и еще хуже чувствуем ее. Мы вообще ее не чувствуем и нас никогда не учили жить в истории. Мы не умеем жить в началах и продолжениях, которые приходят из тьмы веков и уходят в толщу тысячелетий. Откуда и куда? – мы не знаем. Но если бы мы были более чуткими и могли прислу?иваться, мы хотя бы ощущали и нас томили бы предчувствия, которые и были бы жизнью. Но этого нет, мы не знаем свое про?лое и поэтому не способны узнать его, когда оно, повторяясь, является к нам во второй, третий, десятый раз. Николай Второй записал 28 февраля 1917 года в своем дневнике: «Ничего». Позже над императором основательно и с выдумкой издевались по поводу этой строки. Надо же какой бестолковый и бездарный императори?ко! Ограниченный полковник средней руки. Над Россией занялась Великая Февральская революция, а монарх проморгал эпохальное событие. А ведь, если вдуматься, последний император России был прав. В России ничего не произо?ло. Революция, красные банты, Керенский, непрекращающийся спектакль, имитация действий. Шоумены паясничали до октября, пока не захлебнулись в болтовне. А потом матросы подхватили валяющуюся на тротуаре подобно пьяной ?люхе с задранным подолом власть и уволокли ее в казармы. Солженицын звериным чутьем гения чувствовал онтологическую пустоту Февраля. ? всем сердцем ненавидел его. Устройство современной России не предполагает перемен. Все вращается по заведенному кругу Василий Красуля 14.10.2010 |
сайт Василия Красули![]()
|