МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Пля?ите, да не споткнитесь!

← к списку статей

 

Как сообщает репортер одного из местных изданий, в ответ на тлеющее раздражение ставропольского населения по поводу импровизированных лезгинок  краевые власти «на?ли выход из положения. Раз уж настолько велика любовь к лезгинке, почему бы не танцевать ее, так сказать, цивилизованно - в специально отведенном для этого месте, на фестивале кавказского танца, к примеру?»

Вице-премьер краевого правительства Василий Балдицын пояснил: «Состязания в лезгинке проведут власти Ставрополья для молодежи из всех регионов Северного Кавказа, чтобы ре?ить проблему танцев на улицах населенных пунктов края в неурочное время». А губернатор Валерий Гаевский посетовал, что не овладел тайнами этого танца, а то бы…

О «великой любви к лезгинке», скажем прямо,  перебор.  Но журналист всего ли?ь пересказчик. Сказали «ньюсмейкеры»: «Лезгинку в массы!» Он в блокнотик. А вот о том, что в светлых головах губернаторских «ньюсмейкеров»,  надо поразмы?лять.

Дело ведь вовсе не в лезгинке как таковой. Кто-то обожает танго, кто-то вальс, кто-то -  чем черт не ?утит? - барыню с выходом. Но я не припомню случая, чтобы фанат польки-бабочки отстукивал каблуками тротуары или вылетал на проезжую часть дороги, раздавая локтями тумаки не успев?им разбежаться прохожим.

За каких «дуриков» надо держать людей, убеждая их в том, что горячим кавказским юно?ам не хватает всего ли?ь эстрадной площадки, где они блеснули бы своими талантами, а посему давайте, мол, закружимся в нескончаемых фестивалях и конкурсах,  и все будет о,кей?!

Неужто в это верит губернатор, который еще недавно трезво оценивал подоплеку «импровизированных» плясок, а теперь принял не самый, скажем, мудрый совет своего окружения выступить застрельщиком танцевально-идеологического коленца? Получается, как говаривал  сочный  персонаж   из «Свадьбы в Малиновке», «не в ту степь».

Назовем вещи своими именами:  лезгинка перед светофором, а тем более в день всероссийской скорби по погиб?им (а так было!) - это  публичная манифестация сплоченной группы людей в агрессивном обрамлении: «Здесь хозяева - мы!» Это вызов чувствам тысяч людей, а отнюдь не утоление культурной потребности, вмиг ударив?ей в голову.

Мой давний товарищ, человек уравнове?енный  и не склонный к скоропалительным выводам,  сокру?енно поделился впечатлениями после поездки в Пятигорск: «Бросилось  в глаза, как демонстративно вызывающе ведут себя  молодые люди  из Чечни. Прут  по тротуару  гурьбой, как волнорез, никому не уступая дорогу. Встречные испуганно рассыпаются от них по сторонам, как кегли...»

Не могу не вспомнить об  интервью, которое дал  «Открытой» известный  специалист по межнациональным отно?ениям краснодарец Михаил Савва. Он размы?лял о причинах  скандала, разразив?егося минув?им летом в оздоровительном лагере под Туапсе, когда после массовой драки  при?лось срочно вывозить  чеченских детей в родные пенаты.

Подростки, среди прочих художеств,   срывали с флаг?тока российский флаг и поднимали свой, чеченский. Не сомневаюсь, что ни в какую самую хулиганистую детскую голову подобная  идея сама не свалится. Такие коленца  не из арсенала отроческих ?алостей. Они явно навеяны  стар?ими, сконденсированы из испарений   «взрослой» жизни.

На  недавнем обсуждении в правительстве края, посвященном  межнациональным отно?ениям, представитель одной из диаспор  говорил правильные слова о том, что надо развивать  диалог.  Кто ж спорит? Только вот - что обсуждать?  Что срывать государственный флаг не то что некрасиво, но тянет на злостное хулиганство?  Здесь не обсуждать надо, а для начала надрать у?и сорванцам, которых  на этом застукали. Сделано ли это? Не знаю. Однако, насколько мне известно, вернув?уюся из  злосчастной поездки на море детскую делегацию на родине встречали как героев.

Государственные мужи, озабоченные ситуацией на Северном Кавказе,  обходят  один существенный  вопрос, который волнует жителей края: «Кто в доме хозяин?» ? у мусульман, и у христиан есть древний обычай: входя в чужой дом, снимай обувь, веди себя уважительно с теми, кто тебя приютил. Любой ставропольчанин понимает, что в аварском  селе хозяин - аварец, в карачаевском ауле - карачаевец, в русской станице - православный казак…

Всегда ли уважаемые гости из соседних республик отдают себе отчет, что, переступив границы края, села, города,  они входят в такой же суверенный  дом? Ставропольцы, какая бы родословная за кем ни тянулась, мыслят  себя на своей земле не временно прописанными,  а хозяевами. Они здесь не случайно, а навсегда  и уходить  отсюда не собираются.

А если им лезгинкой в день скорби, или «волнорезом» на городском проспекте, или бе?еной музыкой в полночь под окнами многоэтажек выразительно намекают: «Да вы тут никто», - то ясно: за дело должны браться не суетливые идеологи губернатора, а правоохранительные, надзорные структуры, и спецслужбы в первую очередь. В противном случае утихомиривать хулиганов возьмутся «воро?иловские стрелки».

Русским  не свойственно публично обнажать свои  патриотические чувства. Подобная сдержанность иногда   вводит в заблуждение. Но свои давние традиции есть в каждом городе, селе, станице. Пренебрежение ими глубоко ранит на?их людей. Это  откладывается в ду?е и рано или поздно прорывается. Молчание  населения далеко не всегда  означает  его согласие. Просто надо уметь слы?ать народ.

К сожалению, на?а  власть никак не научится ни  спра?ивать, ни слу?ать людей.

Слу?ать своих сограждан - это так тяжело. Куда проще вытанцовывать лезгинку перед другими.

Василий Красуля

29/10/2010