МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Косари на асфальте

← к списку статей

Недавно умостив?ийся в кресло сити-менеджера Ставрополя ?горь Бестужий приступил к реализации  планов, ради которых, наверное, и алкал мэрских регалий. Планов - не просто  странных, а жутковатых: уничтожение среды обитания жителей города в пользу ма?ин. Он предлагает «разгрузить» город от автомобильных пробок, уничтожая газоны, выкорчевывая клумбы, чтобы превратить их в стойла для  импортных мустангов.

Хотелось бы знать, анализировал ли г-н Бестужий  транспортную проблему как таковую? Куда едут на своих авто, в автобусах и мар?рутках десятки тысяч горожан? Зачем? Сколько их?  Кто-нибудь проводил мас?табные исследования на эту тему?

Может быть, с этого и надо начинать – с изучения потоков? Может быть, попробовать их регулировать?

Вот конкретный пример - застройки в центре города. Ясно, что в новом доме половина хозяев  квартир будет и владельцами автомобилей. Автоматически возникает проблема парковки, подъезда. В центре города «прописываются» еще несколько десятков «тойот» и «фольксвагенов», которые повы?ают  и без того запредельную  нагрузку на условный городской квадратный метр.

Тысячи раз говорилось о том, чтобы прекратить или хотя бы ограничить застройки в центре города. Но все бесполезно, потому что здесь заме?аны корыстные интересы многих влиятельных людей.

Для ре?ения проблемы мало даже одного прекращения новых застроек. Нужно  думать  о политике вынесения из центра города учреждений, которые притягивают к себе автомобили. В свое время вынесли часть автовокзала с Жукова на Южный рынок, и  центр города вздохнул чуть-чуть свободнее.

Лет пятнадцать назад я побывал в Де-Мойне, столице побратимского ?тата Айова. Сюда любят наведываться за передовым опытом ставропольские чиновники. Побродив и поездив по городу, я обратил внимание на то, что очень мало автомобилей, которые липнут к бордюрам, забивают подходы к супермаркетам.  Не думаю, что у демойненцев  мень?е автомобилей, чем у ставропольцев. Но где они? Мои гиды любезно разъяснили, что в Де-Мойне столько подземных и высотных парковок, что нет нужды оставлять ма?ины на улице. Вот и ре?ение проблемы.

Где на?и подземные парковки? В ответ предвижу унылую песню о скудости бюджета и нехватке денег. Мол, не до жиру.

Между тем такой ответ – не по существу. Кто считал, сколько город получает доходов от каждого нового приобретенного горожанами автомобиля? Про налог, который платят владельцы ма?ин, я не говорю.

Посмотрим с другой стороны: обслуживая  автомобильные стада, получают немеренные прибыли заправочные станции, ремонтные мастерские, магазины, торгующие запчастями.

Кто-нибудь  считал поступления в городскую казну, обязанные своим происхождением исключительно автомобилям?

?дет ли какая-либо часть этих  миллионов  рублей на обустройство инфраструктуры? На строительство тех же подземных парковок?

Пока же вся градостроительная политика, судя по всему, сводится к поиску «свободных» площадей и насаждению на них нового жилья  или коммерческих зданий.

К каким катастрофическим последствиям может привести недальновидная погоня за сиюминутной выгодой,  говорит следующий пример.

Рядом с многоэтажным домом по Кулакова, 19, некоторое время назад, не обращая внимания на протесты жителей, игнорируя  санитарные требования, городские власти затеяли строительство новых зданий. Когда заколачивали сваи,  фундамент «дома-старожила» просел. Возникла угроза разру?ения. Скандал на днях завер?ился  в суде. Промы?ленный суд,   поддержанный кассационной коллегией,принял историческое ре?ение: признал стройку незаконной, обязал администрацию города  обеспечить переселение всех жильцов став?его аварийным дома в равноценное  жилье. В финансовом выражении это тянет на 240 миллионов рублей.

Если  бы Ставрополь населяли бразильцы или аргентинцы, наверное, десятки тысяч ликующих горожан после этого известия заполнили бы улицы и танцевали самбу: наконец-то алчные  застройщики получили по зубам! Мы более сдержанны в проявлении эмоций. Обо?лось без восторгов и рукоплесканий.  Тем не менее  запомним этот день: создан прецедент.

Но это пока еще не красный светофор перед носом настырных «уплотнителей». Последняя инициатива Бестужего  говорит о том, что в мэрии  не собираются менять гибельный  курс на уничтожение экологии города, которая в последнее время все боль?е вызывает нарекания его жителей.

Для многих чиновников  квадратные метры городской площади давно уже не пространство для инициатив на благо жителей, а колосящаяся потенциальными дивидендами нива, которую нужно, пока власть в руках,  косить.

Не сомневаюсь, что горожане найдут способ выразить свое «фе» сити-менеджеру.

Василий  Красуля

07/06/2011