МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Вместо послесловия \"?бо я знаю, в кого уверовал...\"

← к списку статей



 

Блез Паскаль заметил: \"...все, что случилось с ?исусом Христом, должно произойти в ду?е и теле каждого христианина\".

?скренне верующий человек подтвердит: это естественно. Все мы дети Божьи. А неверующий эрудит добавит, что есть матрица человеческой психики, которая и программирует жизнь каждого из нас

 Христос воплотил эту матрицу в своей жизни. Поэтому сотни миллионов людей на протяжении вот уже двух тысяч лет переживают страдания, поступки и слова ?скупителя как свои собственные.

На эти мысли меня натолкнуло чтение повести Василия Красули «Антигосударь (?з жизни вице-губернатора)».

Герои повествования реальные, узнаваемые люди, многие из них ?ироко известны. Сюжет вне?не незамысловат: организатор сопротивления коммунистическому режиму в провинциальном городе в конце грозного 1991 года назначен вице-губернатором Ставропольского края. Герой, он же автор, с энтузиазмом взялся за воплощение в жизнь своих демократических принципов, и вместе с горсткой верных единомы?ленников из Народного Фронта осваивает управленческое искусство.

Свою жизнь он выстраивает так, чтобы показать всему миру: можно занимать высокий пост и оставаться честным и искренним человеком, не воровать и руководствоваться библейскими принципами.

В конце повести, предъявляя читателю обещанные в предисловии выводы, он отчитался о выполнении обязательств:

«Мы показали, что можно быть управленцем высокого ранга и жить на одну заработную плату. Не вымогать взятки. Не устраивать откаты. Не использовать служебное положение в корыстных целях. Не унижать человеческое достоинство зависимых от тебя людей... Каждый ?аг сверять с совестью и законом».

Сегодня, когда политические джунгли ки?ат хищниками, подстерегающими свою жертву за каждым кустом, одно это способно привлечь читателя, соскучив?егося по герою с человеческим лицом.

Где-то на середине путе?ествия меня охватило ощущение, что есть у повествования еще и иной, не «демократический» и не «антикоррупционный» план. ? план этот – главный. О том, что кое-что он не выпячивает, автор намекнул в одном из диалогов в главе, которая вряд ли случайно названа «Тайна»:

«- Ты понимае?ь, что ты иде?ь против всех? Против законов природы, против приличий?

- Не преувеличивай.

Почитай тексты Евангелия. ?исус Христос был ?изоидом. Да и все вожди, подвижники, борцы за народное счастье были маньяками, параноиками или ?изофрениками. Я наблюдаю за тобой двадцать лет. Ты не ?изофреник, но веде?ь себя как ?изофреник. Я не понимаю тебя. Ты все время разыгрывае?ь какую-то свою партию, а я не могу понять правила этой игры...»

Как-то непроизвольно в памяти всплыли слова из Евангелия: «Что Я делаю теперь, ты не знае?ь, а уразумее?ь после».

? тут же озарило: а ведь текст наполнен подобными «перекликами». Случайны ли они? Я ре?ил проверить - снял с книжной полки Новый Завет. ? вновь углубился в чтение, сопоставляя оба текста и отмечая, когда на абзац из повести отзывалась строчка из записанного в начале новой эры Слова.

Радости и печали вице-губернатора представали предо мной как бы увиденными глазами евангелиста.

Приведу несколько взятых наугад из более чем полусотни обнаруженных «пар». Цитирую их по книге «Антигосударь», кое-где внося не изменяющие смысла  сокращения и правки. 

 «Август 1991 года. На площади Ленина собрались десять тысяч ставропольцев. Настроение митингующих ре?ительное. Требуют отставки ?вана Болдырева, последнего первого секретаря крайкома КПСС, председателя краевого совета и всего выс?его руководства края.

Ораторы сменяют друг друга. ? вдруг над толпой зазвенел срывающийся женский голос:

- Товарищи! Скажем спасибо человеку, который поднял нас! Я преклоняюсь перед этим человеком! Это Василий Александрович Красуля. Он борется за всех нас! Низкий поклон ему! Я стану на колени перед Красулей!

Она развернулась к «сцене», неловко поклонилась, рухнула на колени и протянула руки к оторопев?им «вождям». Повисла неловкая пауза. Клику?ество и истерия смазывали торжественность момента».

 От Матфея, 4-24: «? приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных...» 

 «Начальник Октябрьского райотдела милиции полковник Николай Счетчиков в интервью корреспонденту «Вечернего Ставрополя» признался: он с тревогой ждал репрессий, когда В. Красуля был назначен вице-губернатором.

Протестные акции Народного Фронта проходили в основном на подведомственной ему территории. По его приказу милицейские наряды разгоняли митинги, задерживали демонстрантов. Он арестовывал лидера демократов и отправлял на отсидку на десять суток.

Он знал мстительный нрав номенклатуры и готовился к худ?ему. ? был потрясен до глубины ду?и, когда вскоре после смены краевой власти столкнулся в фойе драмтеатра с тем, кого жестоко теснил, и тот дружелюбно протянул руку: «Ну как работается при новой власти? Митинги не беспокоят?»

От Матфея, 5-44: «Любите врагов ва?их, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». 

 

 Запись в дневнике, октябрь 1993 года:

«С осени 1988 года я живу под знаком долга, оправдания некоего ожидания общества от меня. В у?ах стоят слова одного из первых участников Народного Фронта:

- Вы не принадлежите себе. Раз вы сделали это, вы должны идти даль?е. От вас ждут...»

От Марка, 10-45: «?бо и Сын Человеческий не для того при?ел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать ду?у Свою для искупления многих...» 

 

 «1993 год. Пятнадцатилетняя дочь Алена в переполненном автобусе. Вдруг громкий крик:

- Смотрите! Вот какой дворец построил себе демократ Красуля!

Шум, ажиотаж, злые реплики.

Алена вспыхнула:

- Что вы врете! Красуля - мой папа. Нет у него никакого дворца!..

Дома спросила:

- Папа, почему они такие злые и так ненавидят тебя?

- Они слепы, дочурка. ?х обманывают».

От Луки, 23-34: «Прости им, ибо не знают, что делают».

 

 «Соратники-демократы из Ессентуков просили освободить от занимаемой должности директора ?колы, мотивируя это так:

- Она - секретарь горкома КПРФ. Убежденная коммунистка. На митингах реформы поносит.

- А сама что из себя представляет? Как учитель? Директор? - спра?иваю у «обвинителя».

Он замялся:

- Учитель-то вроде неплохой. ? как директор - тоже ничего...

- Она что, в КПРФ учителей загоняет или на митинги водит? - уточняю у него.

- Нет.

- Агитацию в ?коле ведет?

- Нет.

 - А за что же ее увольнять? - удивился я. - Ну, любит она Ленина, сердцу не прикаже?ь. Если с делом справляется, зачем человеку жизнь ломать?»

От Матфея, 11-29: «...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». 

 

 «Редактор забористо-задиристой городской газеты «Забор» Володя Мезенцев в запальчивом открытом письме «Проснись, Василий! (Василию Красуле, пока еще лидеру демократов)» обвинял меня в дискредитации демократического движения, потому что я принял пост вице-губернатора и по?ел на сотрудничество с «продажной номенклатурой».

От ?оанна, 6-66: «С этого времени многие из учеников ото?ли от Него... и уже не ходили с Ним». 

 

 «...Меня как у?атом холодной воды облили, когда узнал, что руководитель подведомственного мне Фонда социальной поддержки населения, один из моих самых ближай?их соратников по Народному Фронту, из казенных средств оформил льготный кредит на собственную фирму и выписал беспроцентную ссуду своей супруге...

Разговор с ним получился нервным.

- Ты понимае?ь, что дискредитируе?ь всех нас? Возвращай деньги в бюджет и публично извинись перед людьми.

- Ничего я возвращать не буду. ? каяться ни перед кем не собираюсь. Если тебе нравится, нищенствуй, но не тяни за собой других!

Он молился другому богу».

От Марка, 14-18: «Один из вас, ядущий со Мной, предаст Меня». 

 

 «У моих соратников были свои семьи, дома?ние и личные проблемы, и все перебивались от получки до получки. Я мало интересовался их финансовыми заботами.

Я гнал ло?адей, сам подгоняемый страстью, верил в долг, требовал от них такой же преданности идее и держал в черном теле, не баловал, как будто им должно было хватать той радости, что они изо дня в день под моим началом двигали реформы и ковали Светлое Будущее».

От Матфея, 16-24: «Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мною».

 

 «Один из них, корреспондент центральной газеты «Трибуна», недрогнув?ей рукой вывел:

«Спроси у любого и каждого: кто у нас в крае демократ №1, главный популяризатор реформ и главный ельциноид? Все укажут на Василия Красулю. Красуля заслужил искреннюю всенародную ненависть».

От Луки, 23-21: «Но они кричали: распни, распни Его!» 

 

 «После поражения на выборах в 1996 году почти всех «красулинских» выскребли из администрации.

При?ла очередь и начальника управления социальной защиты Валерия Митрофаненко, моей опоры и единомы?ленника. ?нициативный, настойчивый, гоняется за всем новым, весь вкладывается в дело, он вывел краевое управление в пятерку луч?их в России.

Министр социальной защиты звонила из Москвы новому губернатору Александру Черногорову, просила не трогать самого молодого и одного из луч?их региональных руководителей. Но тот не прислу?ался. Коммунисты брали реван?».

От ?оанна, 15-20: «Если Меня гнали, будут гнать и вас...»

 

 

 «Мне часто задают вопрос: «Вы пять лет были заместителем губернатора. ? не смогли себе ни дом построить, ни квартиру выхлопотать – живете в маленьком домике у тещи. Если Вы такой рохля, себе не можете ничего сделать, что Вы сделаете для нас?»

От Матфея, 27-42: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти...» 

 

 «Кое-кто из друзей и знакомых недоумевал: что тебе стоит «подъехать» к великим, быв?им твоим коллегам? Многие остались при должностях. Ведь ты даже с новым губернатором Черногоровым приятельствовал. Такие связи! Номенклатура своих не бросает. Пристроят в банк, в газету, на телевидение, в хлебную контору.

От номенклатуры я отстегнул себя бесповоротно...

С меня спрос особый. Я не имею права жить как все».

Апостол Павел, 1-е послание к коринфянам, 9-27: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».

 

 Мне показалось, что я приблизился к разгадке тайны взяв?егося за перо быв?его вице-губернатора: он подсознательно строил свою жизнь по Христовым заповедям

Незримое, но явственно осязаемое присутствие ?исуса Христа - центральный мотив повествования. ?м пропитана ткань произведения. ? случилось это помимо воли автора, духовными наставниками которого с юных лет были Черны?евский, Писарев, Герцен, Маркс. Эти атеисты, радикально настроенные мыслители, конечно же, не могли привить ему высказанного в словах святого ?оанна Златоуста (архиепископа Константинопольского) христианского восприятия мира: «Христос... много явил здесь такого, что и с нами должно случиться».

Демократ принял пост вице-губернатора, чтобы сеять зерна добра и гуманизма. А с чем столкнулся? С тем, что сегодня нормой жизни стали ложь, забвение своего долга, служение золотому тельцу. Столкнулся и воспротивился, не принимая ни физически, ни ду?ой, и без колебаний избрал другой путь. Христос не мог не появиться в его жизни, потому что история крестного пути Спасителя – это история служения идеалу.

«?исус будет в смертельных муках до конца мира. Не должно спать в это время», - предупреждал чуткий Паскаль.

Вот потому и один из самых интригующих эпизодов в книге – когда вице-губернатора соблазняют предложением, которое сулило ему в недалекой перспективе добрый десяток миллионов долларов. От него не требовалось ничего особенного. Всего ли?ь одобрение, кивок головы, звонок... А он отверг, не демонстрируя бурного негодования, но глубоко скорбя и сочувствуя тому, кто пытался его подкупить.

Еще одна история о том, как уже быв?ий вице-губернатор, попав в тяжелое финансовое положение, подрабатывал таксистом. Проникновенно рассказал о том, как пассажир «побежал» домой за деньгами и не вернулся, а подъезд оказался сквозным.

Про?ел и через такие оскорбления. Вплавил унижение в свою биографию, «сораспялся со Христом», по образному выражению апостола Павла. ? вряд ли автор в эти минуты осознавал, что в его ду?е давно живет Христос.

?так, о чем книга? О том, что можно управлять честно и без коррупции? Что можно править и не воровать? Да,и об этом тоже. Но главное, что, на мой взгляд, бередит ду?у автора, это - как жить не по лжи? по совести? Это вопрос о присутствии Бога в на?ей жизни.

Об этом же размы?лял и великий русский писатель Александр Солженицын в своей знаменитой, так и не усвоенной даже просвещенным слоем народа статье «Жить не по лжи».

Быв?ий вице-губернатор описывает свой разговор с несломленным диссидентом, посетив?им Ставрополье в 1994 году. Отвечая на вопрос, почему Россия в двадцатом веке погрузилась в кровь и смуту, Александр ?саевич, не раздумывая, ответил: «Люди забыли Бога».

Нет Бога – нет правды.

Нет правды – нет справедливого общества и государства.

Бог замер на пороге на?его дома.

Мы истосковались по героям, праведникам, пророкам, которые не рассуждают о чести и совести, а живут в соответствии с их требованиями.

Пережив?ий и взлеты, и падения, Василий Красуля, осмысливая пройденный путь, написал книгу о том, что в на?ей жизни, даже в таком не всегда симпатичном деле, как политика, всегда есть место верности, милосердию, состраданию, сочувствию, которым учил создатель Нагорной проповеди.

 Михаил ВАРЛАМОВ.