МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

От кого спасли Минин и Пожарский?

← к списку статей




С тоской гляжу на экран телевизора. Карательная войсковая операция по уничтожению бандитов и боевиков в Чечне усилиями масс-медиа все более превращается в акт консолидации нации. Грустно от того, что нам для того, чтобы объединиться и проникнуться ощущением спасительного единства власти и народа, обязательно нужны мордобой и кровь. Неужели нельзя было консолидироваться вокруг действительно доброго дела, скажем, проведения реформ в интересах всего народа? Нет. Нам подавай врага, которого мы начнем лупить. Вот тогда мы осознаем свою общность.

Пример из на?ей истории: редкое политическое движение сегодня не привлекает для моральной поддержки и подчеркивания своих патриотических корней славные образы спасителей России Минина и Пожарского. Знаменитый памятник, изображающий князя и нижегородского купца укра?ает обложки многих политизированных журналов и газет. Честь и хвала героям, организовав?им народное ополчение и изгнав?им поляков из Москвы. Но почему мы не задаем себе простой вопрос: а почему вообще поляки оказались в столице на?ей Родины? Как так случилось, что русскими покомандовали лжецари и иностранцы? Откуда вообще взялась Смута?  Что на современном языке означает - анархия. То есть такое состояние общества, когда все разлагается, агонизирует, когда   гигантские пространства плодоносных земель зарастают сорняком,  а миллионы здоровых людей с руками и головой не могут себя прокормить и вопиют: приди и спаси?

До этого довела тогда?няя элита государства - боярство и прочая знать. Лет за двадцать до этого был отменен так называемый “Юрьев день”, который означал полное закрепощение относительно свободного хлебопа?ца. Вместо того, чтобы дать своим подданным свободу производить и торговать, их закабалили. ? начался развал. Начались междоусобицы. Началась Смута. Тогда-то и при?ел в Москву поляк...

Сегодня история повторяется. Нет подлинных реформ, нет подлинной свободы, земля не у крестьян,  предприимчивых людей ду?ат. ? на свет божий выползают ораторы, которые снова рассказывают нам о вне?них угрозах, о злопыхателях и врагах и требуют укрепить государство за счет свободы граждан.

Не там ищут спасение России. Россию спасет не могучее государство, не Минин и Пожарский, а свободный гражданин - фермер, предприниматель, интеллектуал. ?м не нужны спасители. ?м нужны свобода и законы, которые запрещают разлагающейся бюрократии лезть в их дела.

Октябрь, 1999 г.