МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Мифы вместо миксера

← к списку статей




Сценка в автобусе. В салон во?ла женщи­на и ее тут же окликнули: \"?звините, где Вы миксер ку­пили?\"

В глаза бросилась симпатичная наклейка на акку­ратной коробочке, извещав?ая, что \"миксер механичес­кий\" изготовлен в ГДР...

Внимание на нее я обратил потому, что буквально накануне разговаривал с инженерами и конструкторами ставропольского завода \"Электроавтоматика\" об этом бытовом приборе.

В принципе, мы могли бы производить электро­миксер, - сказал начальник конструкторского бюро цеха товаров народного потребления О.Тесовский. - Но нужен микроэлектродвигатель. Выпускают его в Армавире. Но тамо?ний завод едва обеспечивает свои нужды. Так что...

А тут на тебе - механический аппарат. Никаких элек­тродвигателей. Не надо никому кланяться.

- О механических приборах мы как-то и не думали, - ответил Олег Николаевич, когда я вновь обратился к нему. - ? вообще,  мы же вам говорили о несовер?енстве технологии. Да и материал хоро?ий нужен, а это, знаете, целая проблема...

Многим людям я задавал вопрос: \"Почему в крае не выпускаются кофемолки, соковыжималки, картофеле­чистки, ?прицы для тортов и многие другие давно уже не новинки цивилизованного быта?\" Спра?ивал руково­дителей предприятий, инженеров, специалистов ведомств. Ответ сводился к одному: нет станков, нет прогрессивных технологий, нет материала, нет квалифицированных кад­ров. Говорили убедительно, и в эти слова не то чтобы хотелось, но приходилось верить.

Миф о неразре?имых трудностях развеяла пуговица.

Заместитель председателя крайплана Р.Гильман

авторитетно просветила меня, что наладить выпуск мод­ной \"фирменной\" пуговицы и прочей фурнитуры для одежды, как-то: застежки, пряжки, бля?ки, на предприя­тиях края пока нельзя. Требуется современное прогрес­сивное оборудование.

Как же обходятся самые последовательные по­клонники моды? - поинтересовался я в краевом Доме моды.

Достают, кто как. Обращаются к кустарям.

Да, нужную пуговицу-таки производят. В полукустар­ных галантерейных мастерских ?тампуют какую ду?е угодно фурнитуру. \"Технология\" не лицензионная, а до­морощенная - на базе списанного заводского агрегата. ? вся эта копеечная мелочь довольно успе?но конкуриру­ет с импортными оригиналами. Значит, можно?

Ладно, скажут, подумае?ь, пуговица - мелочь. На нее и сырья-то нужно с гулькин нос. А вот чтобы нала­дить что-то посущественнее, да в массовых мас?табах...

Второй \"миф\" о дефиците материалов, как выясни­лось, тоже держится на хрупких глиняных ножках. В пользу таких выводов - справка об итогах паспортизации отходов ряда промы?ленных предприятий, подготовлен­ная специалистами \"Ставропольснабсбыта\"

Например, на Ставропольском заводе автоприцепов ежегодно идет в отходы 18000 (!) тонн самых разных видов металла. На Прикумском заводе пластмасс в про­?лом году выпало в нерастворимый осадок 1.700 тонн полиэтилена. На заводе \"Гидропневмонормаль\" в отхо­дах значатся 80 тонн латуни, 33 тонны цинка, две тонны меди. На \"Красном металлисте\" набирается почти ты­сяча тонн неиспользуемых металлоотходов...

Отходы есть всюду. Много добра, которое могло бы послужить рачительному хозяину. Могло бы, но...

Что ме?ает предприятиям обмениваться друг с дру­гом отходами? Ничто не ме?ает. Но никто и нигде не занимается изучением \"чужой\" технологии под угломзрения собственных нужд. Мало кто интересуется, что у соседа за забором. Вот и выходит, как в пословице: про­сит осетр дождя, в Волге лежа.

Проблема? По всему - да. Хотя, в общем, она уже давно секрет поли?инеля. В республиках Советской При­балтики не один год проводятся районные, городские, республиканские конкурсы на разработку новых изде­лий из местных материалов, промы?ленных отходов. Есть чему поучиться и у свердловчан. Здесь специализирован­ные лаборатории изучают возможности предприятий, прогнозируют спрос, рекомендуют варианты кооперации, разрабатывают новые образцы, содействуют их внедре­нию.

У нас в крае на отдельных предприятиях проводятся аналогичные смотры под эгидой ВО?Р. Например, на Чер­кесском заводе резиновых технических изделий, Ставро­польском пор?невых колец. Но результаты скромные. Творческая мысль активистов бьется в тесных заводских рамках. Как следствие - мелкотемье, неоригинальность ре?ений. Не случайно же из 334 изделий, предложенных предприятиями края на недавно про?ед?ей ярмарке, ли?ь 34 - новые...

По мнению авторитетных специалистов, серьезные затруднения предприятий в боль?ей степени обусловле­ны не недостатками материальных и финансовых ресур­сов, а отсутствием плодотворных перспективных идей.

Технологической кооперации должна пред?ествовать кооперация \"умов\". Об этом \"Ставропольская правда\" пи­сала четыре года назад. Говорилось, что создание новых товаров - дело не одного предприятия, что назрела необхо­димость ?ирокой межотраслевой кооперации заводов, фаб­рик, оптовых баз, торгующих организаций. Кооперации сквозной, начинающейся проектированием изделия и кон­чающейся его сбытом.

За последние годы производство предметов ?ир­потреба выросло. На один рубль фонда заработной платы в крае выпускается на 17 процентов товаров боль?е, чем в конце про?лой пятилетки. В крае на 1.4 милли­она рублей производится комплектующих деталей для выпуска товаров народного потребления. Опыт взаимодействия предприятий, а таких около двадцати, говорит, что это выгодное, полезное для всех дело. ?, тем не менее, принципиальных сдвигов в этом направлении за минув?ие голы не произо?ло.

Об этом свидетельствует и недавно открыв?аяся в выставочном зале Ставропольского ЦНТ? выставка изготовленных на предприятиях края товаров ?ирокого спроса. Представленные образцы обуви, одежды, сувени­ров, предметов культурно-хозяйственного назначения, судя по записям в книге отзывов, вызвали интерес у по­сетителей. Однако сложных бытовых изделий мало. ? одна из причин этого, видимо, в том, что сложную вещь в одиночку изготовить нелегко, а кооперация развивается пока еще слабо.

На прежнем уровне остается и изучение рынка. ?ные производственники убеждены, что их дело выпускать. А куда, кому - пусть у других голова болит. Далеко ли с таким багажом уеде?ь? На Ставропольском заводе ав­топрицепов освоили выпуск лопат, мотыг, другого садо­вого инструмента. Взялись дружно. Да не учли, что в Ростове, Краснодаре, Орджоникидзе тоже не сидят сложа руки...

- Мы не знаем, что делается в соседней Ростовской области или Краснодарском крае, посетовали в отделе народных товаров крайплана. - ? очень часто дублиру­ем друг друга.

А ведь можно было бы не дублировать, а сотрудни­чать. Кооперация на региональном уровне не такая уж бесполезная затея.

Характеризуя явление последних лет, экономисты, вве­ли в обиход термин \"структурное перепроизводство\". С од­ной стороны, товарный голод, с другой - залежи на базах.

Сфера производства товаров народного потребления с каж­дым годом рас?иряется. В процесс включаются все боль­?е предприятий. Происходит переход от производства про­стых изделий к вещам более сложным. Это и логично. Ведь когда мы говорим - удовлетворять все возрастающие потреб­ности покупателя - это означает, что ему нужны принципи­ально новые предметы быта. При сохранении на необходи­мом уровне производства простых изделий. Сама жизнь толкает предприятия в объятия друг другу.

? еще об одном. Не хватает рабочих рук. Дефицит кадров. Некого ставить к станку. Взглянем на эту проблему с интересующей нас точки зрения - производ­ства товаров народного потребления.

Многие у?ед?ие на пенсию рабочие и служащие мог­ли бы работать неполный рабочий день. То же самое и женщины, ухаживающие за малолетними детьми. Однако отдельные руководители предприятий пока что не торо­пятся с распространением ценного начинания. Массу ре­зервов таит в себе и кооперирование промы?ленных предприятий с колхозами и совхозами. На Ставрополье созданы только три промы?ленных цеха в колхозах. ?ме­ющийся же в стране опыт говорит о перспективности подобных начинаний и для сельского хозяйства, и для производства товаров народного потребления.

1984 г.