МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Чем пахнут жареные еретики?

← к списку статей

Точка зрения

В кинотеатрах города Ставрополя запрещен прокат фильма «Код да Винчи».

Вооду?евив?ись сим подвигом блюдения духовной девственности моих земляков, я ре?ил внести посильный вклад в искоренение крамолы. ? на досуге обдумал список потенциальных фигурантов будущего проскрипционного списка, который, как мне сдается, не замедлит появиться в недалеком будущем, если дела и даль?е пойдут так же. Аппетит, как известно, приходит во время еды.

Для начала я изъял бы из культурного оборота «Братьев Карамазовых». Федор Михайлович Достоевский хоть и почитается за религиозного писателя, а все-таки в знаменитом романе немало сомнительных мест, которые могут смутить ду?у не стойкого христианина. Приглядимся хотя бы к «Легенде о Великом ?нквизиторе». Дурно попахивают самодельные умствования ?вана Карамазова. Да и ти?ай?ий отрок Алексей, ударив?ийся в мона?ество, какой-то очень уж подозрительный с точки зрения ортодоксии.

После Достоевского самое время обратить взор на Льва Толстого. От?ельник из Ясной Поляны возмутительно много позволял себе по части толкования смысла жизни и вопросов мироздания. Возомнил себя равноапостольным. Если не вы?е. А то, как Лев Николаевич обрисовал служителей культа в «Воскресении», ни в какие ворота не лезет. Не напрасно Православная Церковь предала анафеме блудного графа вкупе со всеми его писаниями и исповедями. Обойдемся без прелюбодейной Анны Карениной и самомнительного князя Андрея.

Не порадую коммунистов, для которых любой щелчок по либералам – именины сердца. ?х ожидают самые сокру?ительные потери. Начнем с Карла Маркса, богохульно изрек?его, что религия это вздох угнетенной твари. Самое заслуженное место «Манифесту коммунистической партии», «Капиталу» и «18 брюмера Луи Бонапарта» на костре. Вместе с «Анти-Дюрингом» и – хоро?о бы!- и его автором, господином Энгельсом. Да и вообще эта парочка идеально смотрелась бы в образе Яна Гуса в финальной части его биографии.

А что в этом смысле можно сказать про третьего основоположника? Увы, мало уте?ительного. Да и с чего бы? Ни одного словечка в оправдание Владимира ?льича Ленина перед святей?им судом не найдет самый преданный ленинец. Не сдержанный на эпитеты вождь мирового пролетариата не упускал ни одного подходящего случая лягнуть христианство, как православное, так и католическое. А заодно с ними и ислам, иудаизм, буддизм и прочие, не поддающиеся исчислению ответвления от столбовой дороги, ведущей к Храму.

Не отмыться от греха богоборчества и товарищу Сталину, несмотря на все его имев?ие место великодержавные новации. Вместе с ними читательского забвения удостоятся не так чтобы очень уж и чтимые ныне, но когда-то слыв?ие очень даже умными и читаемыми Плеханов, Троцкий, Луначарский, Воровский, Бухарин, Милюков, Савинков… Да мало ли их пылятся по темным библиотечным полкам, даром занимая место?

Не избегут скорбного списка Герцен, Белинский (этот самоучка, поповский сын, договорился до того, что убеждал Гоголя, будто бы русский народ вообще в Бога не верит и над религией смеется), Писарев, Тургенев, Черны?евский, Успенский, Салтыков-Щедрин, Маяковский, Горький, Шолохов, Зощенко, Платонов, Бабель, Твардовский, Симонов, Паустовский, Катаев, Зощенко, Алданов, Набоков…

Уф, рука устала. А пока перевожу дух, напомню гонителям «Кода» о непростительной опло?ности, которую допустили «представители культурной общественности» - они проморгали трансляцию булгаковского «Мастера и Маргариты» по центральному телевидению. Не дотянулись, не вырубили «ящик» - и нате вам, сатана в образе главного героя измы?ляет свои сатанинские версии явления Сына Божьего на землю и нагло надругается над чистыми чувствами верующих. Запретить! А вместе с воландовской бандой запретить и «Собачье сердце», «Бег», «Белую гвардию»…

Щадить иноземных безбожников и растлителей оснований еще мень?е. Давно пора вынести куда-нибудь подаль?е и спалить вместе с портретами писания всех этих Гейне, Гете, Рабле, Сервантесов, Бальзаков, Вольтеров, Фейербахов, Кантов, Спиноз, Ниц?е, Гегелей и Шлегелей, Мопассанов, Флоберов, Гессе, ?влинов Во, Томасов Маннов, Эрнестов Хемингуэев и Скоттов Фицджеральдов. Чтобы даже запах типографской краски не напоминал об их именах.

Правда, после столь ре?ительной вырубки неисправимых атеистов и гностиков некогда густой лес изящной словесности напоминает скорее спло?ную просеку, нежели буйную дубраву. Тем хуже для них.

Все они, кто неосторожным словом, а кто и умы?ленно, цепляли нежные чувства верующих. Сомневались в истинности христианского учения. Не верили в Христово слово. Посмеивались над библейскими поучениями. Чему хоро?ему научат писания богоотступников? Жаль, что подобные мысли не при?ли в голову «известным в крае деятелям науки, культуры и представителям общественности, подписав?им», как сообщила одна газета, обращение к секретарю Общественной палаты РФ Е.Велихову. ?наче они не ограничились бы только ли?ь «Кодом да Винчи? Впрочем, все еще впереди. Нам не привыкать.

Все громче голос: нам демократия, видите ли, не по плечу. Да и ни к чему она. Чему хоро?ему нас могут научить какие-то американцы, немцы, французы, англичане, итальянцы, японцы?

Ну и что с того, что мы щеголяем в пиджаках, сработанных в Финляндии и ?талии? Разъезжаем в «Мерседесах» и «Фольксвагенах», собранных по немецкой лицензии где-нибудь в Словакии? Не мыслим вечернего досуга без корейских телевизоров? Отводим ду?у в придуманном в Америке «?нтернет? Болтаем с близкими по льготному тарифу при посредстве даже не знаю где произведенных мобильников? У нас особенная стать, собственный путь. Мы пятьсот лет строим Третий Рим, время от времени заме?ивая цемент на крови. ? будем строить даль?е. Они никогда нас не поймут, потому что все они тупые со своей свободой слова, правами человека и демократическими ценностями. Они их и придумали специально для того, чтобы нас духовно закабалить.

Запрет фильма «Код да Винчи» не трагедия. Это всего ли?ь ?ажок назад от нормального общества. Гражданского. В сторону повального единомыслия, от которого мы пытаемся отползти последние два десятилетия.

А может быть и так: потому нет чаемого гражданского общества, что не переводятся охотники запретить все, что им не нравится. ?ли не входит в круг их понятий. А лукавая власть, рассчитывая извлечь из небескорыстной суеты «представителей общественности» свой дивиденд, им благосклонно потрафляет. ? громит выставки художников модернистов. Отправляет за колючую проволоку писателей. Выдворяет из страны Солженицына…

Самое прискорбное в том, что никто и никогда не спросил потом с тех самых активных «представителей общественности», которые громко кричали «Распни его!». Но ведь это, кажется, где-то уже описано?

Не припомню случая, чтобы кто-то насильно затаскивал благочестивого христианина в греховодный кинозал. ?ли под дулом пистолета понуждал пялиться на не канонизированную версию земных страданий ?исуса из Назарета. Так о чем тогда речь? Люди верующие крамольный фильм не увидят по определению. А неверующим до лампочки, что там мелькает на экране.

В обращениях «общественности» был помянут недавний эпизод с массовыми беспорядками, имев?ими место в исламском мире по поводу карикатур в малотиражной и мало кому известной датской газете, издаваемой на мало кому известном за пределами Дании датском языке. Я нисколько не сомневаюсь в том, что ни один из миллионов гневных мусульман, вы?ед?их на площади в ?ндонезии, Алжире, ?ране и так далее в глаза не видел эти злосчастные карикатуры. Думаю, не видели их и более просвещенные местные муллы, которые своими речами провоцировали правоверных на погромы. Естественно возникает вопрос: а в чем, собственно, состояло наделав?ее столько ?ума оскорбление чувств верующих? ? не были ли массовые волнения продиктованы совсем другими соображениями?

Помнится, в детстве меня весьма огорчала приписка на объявлениях о кино: «Кроме детей до ?естнадцати лет». Кто-то пекся о моем нравственном здоровье. Не скажу, что это получалось у них так уж замечательно. Но даже в советские времена это делалось именно так. Почему бы не укра?ать неудобные с точки зрения церковных иерархов фильмы подписью «Епархия не рекомендует? Сме?но? А запрещать фильм, разве не сме?но?

Мне не нравится, что кто-то ре?ает за меня, что можно смотреть, а что нельзя. Взрослый человек сам способен разобраться в своих ощущениях и не нуждается в помочах. Для того Творец и наделил его свободой выбирать. Ли?ение этой свободы каждодневного выбора не только унижает человеческое достоинство, но и превращает личность в холопа.

Дело, конечно, не в фильме самом по себе. Кто захочет, тот насладится «Кодом» по видику. Настораживает, что религиозные лидеры навязывают светскому обществу свои правила. ? государство вроде бы им в этом потакает под видом поиска национальной идеи и возрождения русской идентичности.

Василий Красуля, Ставропольские губернские ведомости, 23 июня 2006 года