МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Виктор БОГДАНОВ. Власть и мы

← к списку статей

Осмысливая опыт про?лого

В поисках путей к правовому обществу мы не можем не размы?лять о проблемах власти, ее распределении в обществе. Хоро?ую помощь в этом может оказать обращение к историческому опыту, трудам исторических деятелей, которые задумывались над этими вопросами. Один из них – выдающийся деятель Великой Французской революции Жан Поль Марат.

Народ, страна не могут жить без власти. Власть – это единый разум, объединяющий, оплачивающий и направляющий то или иное общественное формирование. ? хотя никакой индивидуальный разум по силе не может сравниться с хоро?о организованным коллективным разумом, традиционно с древней?их времен закреплялась власть мень?инства – монархия. Таким образом, в естественно организованной социальной популяции всегда будут появляться люди, которые желали бы взять на себя бремя управления. Вот как этот процесс описывает Марат:

«Стоит только народу однажды доверить кому-либо из своих детей опасное сокровище публичной власти и вручить ему заботу о соблюдении законов, как постоянно скованный этими законами народ рано или поздно видит свою свободу, свое состояние, свою жизнь на произвол вождей, избранных им же самим для их защиты». ?ли еще:

«Странное зрелище являет собой политическая власть. Здесь види?ь, с одной стороны, дерзкие замыслы нескольких честолюбцев, их рискованные предприятия, их недостойные умыслы и тайные уловки, пускаемые в ход для достижения неправой власти, с другой стороны, види?ь целые нации, опочив?ие под сенью законов и закованные в цепи; види?ь тщетные усилий толпы несчастных избавиться от угнетения и неисчислимые бедствия, идущие вслед за порабощением. Зрелище одновременно и ужасающее и величественное, где сменяются в свой черед покой, изобилие, игрища, празднества, торжества, хитрость, козни, измена, вымогательства, угнетение, нищенство, изгнания, военные столкновения, убийства и смерть».

Для жизни общества, как естественной системы сосуществования индивидов, а не политической – как нам все время пытаются вну?ить – безразлично, как называть человека, который стоит у реальной государственной власти. Президент ли, Председатель Президиума Верховного Совета, или король, царь, император, вождь. Природе, вообще, и природе человеческих отно?ений, в частности, это безразлично. Главное, что в стране, республике, крае, области, районе есть человек, наделенный реальными полномочиями правителя. ? безразлично, кто он, ибо он обладатель такой совокупности свойств характера, что «…стоит ему только взглянуть на вверенное ему сокровище, как он уже стремится позабыть, из чьих рук оно получено. Преисполненный самим собой и своими замыслами, он с каждым днем все более тяготится мыслью о своей зависимости и не упускает ничего, чтобы от нее избавиться».

Так что ж, скажут некоторые, бывают ведь и неплохие руководители. Да, ответим мы, вероятно, бывают, но мы не должны забывать, что к власти рвутся отнюдь не для бескорыстного служения народу. Более того, к власти почти всегда быстрее придет человек, действующий в своих стремлениях не всегда, скажем так, спортивными способами. Но иногда благодаря этому критерию отбора людей у власти с подобным набором свойств становится сли?ком много. ? как прав Марат, когда говорит:

«Добрый государь – ведь это благородней?ее из созданий творца, как нельзя более прославляющее природу… Но на одного доброго государя – сколько в мире чудовищ!

Почти все они невежественны, напыщенны, надменны, преданы праздности и наслаждениям. Боль?инство из них бездельники, трусы, грубияны, гордецы, не способные ни к какому похвальному деянию, ни к какому благородному чувству. Кое-кто из них обнаруживает нрав деяний, познания, способности, талант, отвагу, великоду?ие, но справедливости, этой первей?ей из королевских добродетелей, они ли?ены вполне. Наконец, и среди тех, кто был рожден с наклонностями более счастливыми, у кого эти наклонности получили наилуч?ее развитие, найдется едва ли один равноду?ный к рас?ирению своей власти, к возможности распоряжаться по своему усмотрению; хотя бы один такой, кто в стремлении стать деспотом не был бы готов стать тираном».

Как точно эти слова подходят к характеристике руководителя любого ранга, с которыми нам приходилось иметь дело во время застоя, рань?е него, да частью еще и сегодня. Пусть не в столь концентрированном виде, но все руководители в той или иной степени наделены вы?еперечисленными качествами, ибо они, эти качества, и позволяют им быть царьками.

Но каким же образом власть имущие притупляют, затуманивают взор народного ока?

«Первый удар, который государь наносит свободе, - пи?ет Марат, - состоит не в том, чтобы дерзко нару?ать законы, а в том, чтобы заставить их забыть… Ничего, кроме игр и празднеств, пьянок и песен. За этими играми, однако, народ не видит зла, которое ему готовят, и предается удовольствиям, огла?ая воздух радостными песнями».

Не это ли самое мы видели в период застоя? Когда рекою разливанною лилось вино и водка, одурачивающие народ и не дающие ему взглянуть на мир трезвыми глазами; когда налево и направо раздавались титулы и награды, дабы угомонить недовольных, усыпить их бдительность и еще боль?е привязать к себе сторонников.

Об этом же говорит и Марат: «Ни одно правительство не держится благодаря собственной конституции, но благодаря гражданским добродетелям, препятствующим его вырождению. Когда это средство уничтожено, дни отечества сочтены: вместо содействия общему благу каждый ищет ли?ь личных выгод, законами начинают пренебрегать, и сами должностные лица первыми нару?ают их».

С некоторых пор на всех уровнях стали говорить о повы?ении благосостояния народа – как основной цели. Но нет ли здесь подвоха, предвиденного Маратом? «С той поры, как богатство становится мерилом всякого уважения и заменяет собой знатность, заслуги, способности, добродетели, каждый стремится к нему как к выс?ему благу. С той поры жадность наполняет все сердца своим смертельным ядом и чтобы иметь золото, уже не боятся покрывать себя бесчестием. Правящие же лица заботятся о том, чтобы угодить алчности народа с помощью игр… лотерей… К тому же с помощью этих средств развлекают народ, препятствуют ему размы?лять о своем положении и замечать расставленные сети…». Добавим, что огромный ущерб в этом смысле наносят народу подмятые под себя власть имущими средства массовой информации.