МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Власть либо честная, либо жириновская

← к списку статей

?так, на днях малый краевой Совет принял боль?ое ре?ение. 20 марта состоятся выборы в Государственную Думу Ставрополья. Никому не дано поименно предугадать ее состав, в деталях - политическую линию. Но кое-что можно уже сегодня сказать почти наверняка, основываясь на еще свежих в памяти итогах выборов в Федеральное Собрание России.

Как известно, в на?ем крае политические объединения демократической ориентации в сумме набрали около двадцати процентов голосов, в то время как ЛДПР получила поддержку почти сорока процентов при?ед?их на избирательные участки ставропольчан.

Еще и еще раз критически оценивая эти итоги выборов, я не согласен с тем, что Россия, как в отчаянии заявил видный писатель, «сдурела». На мой взгляд, не верен и вывод, что русский народ чуть ли не тянется к фа?изму и что вообще фа?изм стоит у на?их ворот. На эти истерические вопли отдельных московских демократических лидеров и публицистов, начав?их уже создавать антифа?истский фронт, я бы рекомендовал попросту не обращать никакого внимания. Хотя, задуматься, конечно же, есть над чем.

Народ отверг не демократию, не демократов, а то, как демократы распорядились свалив?ейся на них властью. Причем без различия - подлинные ли демократы чаще всего заседают во властных органах либо же те, кто ими почему-то называется.

Да, народ отказал в доверии, прежде всего правительству, проправительственной коалиции. ? все-таки, думаю, он проголосовал не против реформ, а отверг то, как они осуществляются. Россияне высказались против тех, кто, по их мнению, эти реформы проводит плохо. ?збиратели сказали «нет» тем, кто, проникнув во властные структуры под видом демократов, занимаются не столько реформированием, сколько устройством собственного благополучия. Власть в глазах боль?инства людей не проявила себя честной властью, служащей народу, а не обслуживающей себя. Вчера?ние «хозяева жизни» и сегодня процветают, жируют и одним фактом своего самосохранения пускают под откос реформы.

Так что, на мой взгляд, главный и самый печальный вывод минув?их выборов заключается в том, что народ не доверяет сегодня?ней власти, которая сохраняет свой номенклатурный цвет и по сути ничего общего с демократической властью не имеет. Не доверяет персональному ее наполнению и требует появления на политической арене новых лиц, которым он мог бы доверять. Поэтому первое, что власть должна сделать, чтобы приблизиться к народу и стать ему понятной, - это изменить свое качество, стать честной и открытой.

Мои личные наблюдения, многочисленные беседы свидетельствуют о том, что людей раздражает зачастую даже не то, что они плохо живут, а скорее то, что получающие государственную зарплату чиновники используют служебное положение в корыстных целях - возводят особняки, хватают автома?ины, земельные участки, отправляют жен в заграничные вояжи. Люди считают несправедливым то, что тяготы реформы не распределяются равномерно на всех. ? власть, к сожалению, оказывается не в состоянии навести в этом порядок, не использует силу для защиты простого человека и для наказания зарвав?егося казнокрада и взяточника. ? из таких вот конкретных случаев проявления бессилия, безволия, нечестности представителей власти и сложился портрет «поражения» демократии.

Вспоминаю, как боль?е года назад я пытался прояснить, как главе Александровского района Н.Савину удалось по цене, намного ниже коммерческой, приобрести «Жигули» через фирму «Гемо» за якобы сданное им зерно. Я так и не понял, где он его вырастил. ? почему фирма оказала ему такую любезность? Об этом случае знают многие в районе. Боль?инство не очень подкованных политически селян верят, что это все художества руководителей-демократов. С какой же стати им голосовать за «Выбор России? Вот и поддержали того, кто, по их мнению, сможет прищемить хвост всем этим ловкачам - в Александровском районе ЛДПР собрала почти половину всех голосов.

А взять такую волнующую всех тему, как распределение помещений в городах - сдача в аренду, продажа или выдача участков под застройку, прописка граждан, прибыв?их из ближнего зарубежья и так далее. Сколько говорилось о том, что здесь нужны гласность, общественный контроль, необходимо выдерживать приоритет социальной сферы при распределении помещений. Куда там!

На этот счет ходят легенды. С кем из предпринимателей, которые помыкались в поисках офиса, ни поговори?ь, в глаза смеются - куда вам со взяточниками тягаться!

Быв?ий заместитель председателя крайагропрома А.Собин «по?ел в фермеры» - получил 190 гектаров отменной земли в Труновском районе, технику прихватил. Ему – «зеленая улица», а настоящие фермеры маются, им препятствия. А власть молчит, потворствует.

Какой же чудак будет любить такую власть?

? вот когда во время откровенного разговора собеседник наседает на меня: а много ли ва?а власть, начиная от правительства и кончая администрацией района или поселка, сделала для того, чтобы ничего подобного не было, сколько взяточников и хапуг наказано? - я молчу, потому что возразить нечего.

Отчасти это происходит и потому, что слаба законодательная база, четко не разграничены пределы компетенции, а в отдельных случаях действующий Закон о местном самоуправлении просто разрывает властную вертикаль. Например, мне, вице-губернатору, человеку, на первый взгляд, облеченному достаточными властными полномочиями в своей сфере, при?лось чуть ли не полгода сражаться с заведующей Промы?ленным райсобесом города Ставрополя, которая начисто развалила работу в своем учреждении. С боль?им трудом удалось добиться ее отстранения от занимаемой должности. В прежние времена достаточно было одного телефонного звонка. А теперь при?лось столько нервов помотать...

С сожалением должен признать, что нам, представителям демократических сил, во?ед?им в краевую администрацию, не удается противостоять напору все более смелеющей номенклатуры, которая со всех сторон давит на губернатора. Не раз мы предлагали предпринять ре?ительные ?аги по борьбе с коррупцией, очистить от скверны государственный аппарат, устроить несколько показательных судебных процессов над проворовав?имися, освободиться от тех руководителей, которые явно не поддерживают политический курс Президента.

С первых дней своего прихода в коридоры власти мы настаивали на том, чтобы в работе администрации царили гласность и публичность, чтобы представители партий, движений, научных кругов участвовали в выработке, экспертизе и принятии важней?их ре?ений, имели доступ к любой оперативной, в том числе и финансовой, информации. Подчеркивали, что боль?е всего необходима гласность в таком деле, как выделение квот, лицензий, льготных кредитов, распределение государственных заказов - здесь, к сожалению, много тумана, субъективности, а, следовательно, и предпосылок для произвола, протекционизма, создающих благодатную почву для взяток и злоупотреблений. Можно понять отдельных на?их наиболее запальчивых сторонников, которые спра?ивают: чего же вы тогда сидите там, в администрации, если не можете защищать интересы народа?

Думаю, одна из на?их задач все-таки не паниковать, а, опираясь на общественность, организовав напор сторонников реформ, бороться с отклонениями от курса Президента, с коррупцией.

Хотел бы назвать ряд мер, которые необходимо осуществить, чтобы освободить проведение реформ в крае от оков бюрократизма, чтобы приблизить к ре?ению ключевых вопросов людей честных, готовых служить народу.

1. Потребовать от всех краевых, городских и районных руководителей представления декларации о доходах за последние два года. Документально подтвердить источники средств на приобретенные за это время автомобили, предметы длительного пользования, строительство домов и дач, покупку путевок в дорогостоящие санатории и так далее.

2. Сделать подробный отчет о заграничных командировках всех руководящих работников.

3. Организовать комиссию для расследования участия прямых родственников руководящих работников во всевозможных коммерческих структурах, акционерных обществах, банках и так далее, а также обязать их документально подтвердить источники средств, потраченных на приобретение за последние два года движимой и недвижимой собственности.

4. Организовать комиссию по правам человека для расследования всех жалоб и заявлений граждан о фактах злоупотреблений должностных лиц в крае.

5. Создать общественную комиссию по контролю за распределением и использованием льготных кредитов, федеральных субвенций, выделением квот и лицензий.

6. Предать гласности информацию обо всех уже выданных квотах, льготах, лицензиях с указанием, по чьей инициативе и при чьей поддержке они были осуществлены.

7. Создать общественно-политический консультативный совет из представителей партий, движений, интеллигенции, научной общественности для контроля за деятельностью органов исполнительной власти на период, пока не будет избрана краевая Дума.

Собственно, это уже даже не мы предлагаем. Это голос избирателей. Они требуют наведения порядка и реальной борьбы с коррупцией.

Это вполне посильные вещи для власти, если она честная и ответственная перед своим народом. Ну, а коль не хватит у нее желания и воли поставить предел чиновничьему произволу, тогда и на?а краевая Дума получит своих Жириновских. Опыт у избирателей есть.

Василий КРАСУЛЯ.

"Ставропольские губернские ведомости", 22 января 1994 г.