МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

ДЕМОКРАТЫ В СТРУКТУРАХ ВЛАСТ?
(О работе департамента социальных проблем
администрации Ставропольского края в 1992 году)

← к списку статей

Введение

Приступая к радикальным преобразованиям экономики и общества, российское руководство в качестве стержневой, центральной задачи провозгласило социальную ориентированность намеченных реформ. Однако лавинообразное нарастание проблем и трудностей переходного периода поставило под вопрос реалистичность заявленного курса. Спад производства в боль?инстве отраслей народного хозяйства и сопровождающий его рост безработицы, разбалансированность кредитно-финансовой системы, отставание в законодательном обеспечении реформ, создании необходимых регулирующих институтов и механизмов – эти и ряд других причин существенно снизили возможности государства в поддержании приемлемого уровня жизни людей.

В создав?ейся ситуации значительная доля забот о социальном благополучии населения легла на местные органы власти и самоуправления, бюджеты территорий. С учетом мас?табов и важности этих задач в структуре администрации Ставропольского края в конце 1991 года был создан департамент социальных проблем. К его ведению отнесены вопросы:

социальной защиты населения;

здравоохранения;

санитарно-эпидемического благополучия;

фармацевтического обеспечения;

образования;

науки и выс?ей ?колы;

печати и информации;

культуры и искусства;

физической культуры, спорта и туризма;

межнациональных отно?ений;

труда и занятости населения;

миграционных процессов;

казачества;

реабилитации жертв политических репрессий;

молодежной политики;

деятельности творческих союзов, политических партий и движений, общественных организаций, религиозных объединений.

Как видно, включенные в компетенцию департамента проблемы в своей совокупности затрагивают жизненные потребности и инте¬ресы всех слоев и групп населения края.

Общее руководство работой департамента и координация кури¬руемых им отделов, комитетов, управлений, предприятий, учрежде¬ний и организаций возложены на заместителя главы администрации края В.Красулю.

Департамент строит свою деятельность на основе текущего и перспективного планирования, являющегося составной частью планов администрации края, при этом руководствуется законодатель¬ством Российской Федерации, Указами Президента Российской Феде¬рации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, главы администрации края и его заместителей, а также ре?ениями краевого Совета народных депутатов и краевыми комплек¬сными программами в социальной сфере.

Характерной для департамента является последовательная привер¬женность его сотрудников курсу российских реформ, поддержка Президента и Правительства Российской Федерации в их усилиях по демократическому переустройству общества, экономики и государства на основе рыночных отно?ений, признания частной собственности, верховенства закона, гарантий прав и свобод граждан России.

В деятельности департамента, в выработке текущих и перспективных направлений социальной политики четко прослеживаются два ориентира:

Первый; максимальное смягчение воздействия на население края пресса материальных и морально-психологических проблем переходного периода.

Второй; обеспечение адаптации непроизводственной сферы (здравоохранение, образование, культура и т.п.) к условиям рыночной экономики, к новым социально-политическим отно?ениям, а также сохранение материально-технической базы и кадрового потенциала бюджетных отраслей.

В организационном, содержательном плане основной задачей департамента и его главной продукцией является выработка управленческих ре?ений, создание на краевом уровне нормативной базы для ре?ения социальных проблем.

Практически это означает подготовку проектов постановлений и распоряжений главы администрации края, которые после их под¬писания становятся руководством к действию, образуют правовое поле, в рамках которого осуществляется социальная политика.

В 1992 году департаментом социальных проблем совместно с отнесенными к его компетенции ведомствами и службами подготовлено свы?е ста постановлений и распоряжений главы администрации края, в том числе 103 контрольных. Реализация последних требует организационных мероприятий (формирование рабочих групп, комиссий, проведение совещаний, семинаров, выезд в города и районы и т.д.), проверки и регулярных докладов главе администрации края о ходе исполнения. ?з этого вытекает вторая важней?ая сторона работы департамента: организация и контроль выполнения распорядительно-исполнительных документов.

В 1992 году департаменту при тесном взаимодействии с соответствующими отделами, комитетами, управлениями администрации края, руководителями органов власти районов и городов края уда¬лось достичь определенных результатов, позволив?их в сочетании с рядом других факторов обеспечить относительную социальную стабильность в крае.

Социальная защита населения

Освобождение с января 1992 года цен на боль?инство потребительских товаров и услуг, высокие темпы инфляции, обесценив?ей денежные сбережения граждан, отставание уровня доходов от роста цен - все это негативно сказалось на материальном благополучии и тесно связанном с ним социально-психологическом равновесии населения края. Особенно в трудном положении оказались малоимущие и социально слабо защищенные слои населения. Поддержать их мораль¬но и материально стало одной из важней?их задач органов государственного управления. Непосредственная координация работы соответствующих ведомств по ре?ению этой задачи легла на департамент социальных проблем администрации края. О её мас?табах говорят некоторые цифры. В крае насчитывается около 600 тыс. пенсионеров; 64 тыс. инвалидов, в том числе 7 560 инвалидов первой группы; более 16 тыс. одиноких больных и престарелых людей, требующих ухода; 39 тыс. многодетных семей, в которых воспитывается 140 тыс. детей; 23 850 неполных семей, свы?е 22 тыс. матерей-одиночек, воспитывающих в общей сложности 25,5 тыс. детей; 2,7 тыс. инвалидов с детства; около 3 тыс. детей-сирот; 27 тыс. беременных женщин и более 20 тыс. кормящих матерей; 35 тыс. человек, больных сахарным диабетом, в том числе 300 детей; более 400 тыс. человек учащейся молодежи.

В 1992 году свы?е 135 тыс. жителей края были признаны остро нуждающимися в социальной помощи, в том числе более 80 тыс. пенсионеров и 28 тыс. инвалидов, 9 тыс. семей с детьми, 14 тыс. вдов, беженцев, бомжей и других граждан.

Одним из первых документов, в подготовке, а затем и в реализации которых самое активное участие принял департамент, явилось совместное постановление главы администрации края и президиума крайсовпрофа от 0б.01.92 № 9/I «О дополнительных мерах по социальной защите населения края в I992 году».

Постановление по сути определило не только конкретные меры, но и концепцию социальной защиты населения в новых условиях:

от обезличенной благотворительности, осуществляв?ейся в прежние годы по признаку принадлежности гражданина к той или иной категории социально слабо защищенных, - к адресной помощи действительно нуждающимся;

развитие наряду с социальной поддержкой системы социальной реабилитации, т.е. создание для одиноких, больных, инвалидов, сирот и других малообеспеченных лиц таких условий, когда они смогут самостоятельно поправить свое материальное положение посильным трудом, а значит и почувствовать себя участниками проводимых реформ, людьми, нужными и полезными обществу.

Выполнение указанного постановления было взято под жесткий контроль, который осуществлялся департаментом как на основе анализа поступающей из районов и городов края информации, так и с выездом сотрудников для изучения положения дел на местах (Ставрополь, Кисловодск, Ессентуки, Арзгирский, ?патовский, Шпаковский и другие районы).

?тоги проверок рассматривались на заседаниях администрация края, по ним приняты постановления главы администрации края от 29.07.22 № 262 и от 26.08.92 № 313.

Уже в январе и феврале I992 года во всех районах и городах были созданы внебюджетные фонды социальной поддержки населения и открыты специальные счета, на которые из различных источников поступило в общей сложности более 120 млн. рублей.

Для обеспечения контроля за использованием этих средств строго по назначению постановлением главы администрации края от 30.03.22 № 86 была создана соответствующая комиссия. Во всех районах и городах края при главах администраций образованы координационные советы. В их состав во?ли представители политических партий, общественных объединений. Они занимаются распределением средств фондов социальной поддержки населения, вносят предложения по совер?енствованию этой работы, при необходимости участвуют в разре?ении возникающих конфликтов.

В 76 благотворительных столовых в 1992 году свы?е 3,7 тыс. человек получали бесплатные обеды.

Малоимущим оказывалась безвозмездная помощь продовольствием и промы?ленными товарами первой необходимости, стройматериалами, топливом, медикаментами. Помощь на общую сумму более 12,7 млн. рублей получили около 55 тыс. человек, в т.ч. 17,6 тыс. пенсионеров, 23 тыс. инвалидов, 4 тыс. семей с детьми. 16,5 тыс. человек получали продукты питания и лекарства с доставкой на дом, организованной службой социальной помощи.

675 тыс. рублей перечислены на частичную компенсацию оплаты коммунальных услуг для 6.850 человек, в т.ч. 1,2 тыс. пенсионеров, 4,5 тыс. инвалидов.

11 тыс. человек бесплатно пользовались муниципальным транс¬портом, на что затрачено 1,7 млн. рублей.

Для курортного лечения в 1992 году инвалидам и пенсионерам выдано 2.879 санаторных путевок.

Целевые денежные компенсации направлялись также на зубопротезирование, на оплату путевок для больных сахарным диабетом и ряд других нужд малообеспеченных граждан.

Помимо районных и городских, был создан также краевой фонд социальной поддержки населения, положение о котором утверждено постановлением главы администрации края от 12.05.92 г. № 131. ?з средств этого фонда I млн. рублей израсходован на приобретение путевок для 160 детей-сирот, которые поправили свое здоровье в санаториях Кавминвод, а также в г. Евпатория. По 1 тыс. рублей в среднем выделено для санаторного оздоровления 500 детей, больных активной формой туберкулёза. 2 млн. рублей направлено на оздоровление 200 детей-инвалидов с патологией мочевыводящей системы. В 1 млн. рублей обо?лось приобретение импортного препарата «Сандимун» для больных, перенес?их операцию по пересадке почек. 100 тыс. рублей затрачены на оздоровительные мероприятия для В?Ч-инфицированных детей и 600 тыс. рублей - для детей с онкологическими заболеваниями. 800 тыс. рублей перечислены санаториям Кавминвод за лечение 100 детей, больных сахарным диабетом.

Во всех районах и городах края в систему гарантированного обеспечения слабо защищенных слоев населения включены продовольственные товары первой необходимости, которые продаются через 149 специализированных магазинов и секций, 22 отдела, в которых отовариваются 43 тыс. человек, в т.ч. 28,9 тыс. пенсионеров, 5,4 тыс. инвалидов, 5,2 тыс. семей с детьми.

Собственную торговую сеть создает краевая ассоциация больных сахарным диабетом.

В течение года принимались меры по созданию условий для самообеспечения трудоспособных граждан, в том числе инвалидов. 121 тысяче жителей края выделены участки земли для коллективного садоводства, в т.ч. для 54,4 тыс. пенсионеров, 16,8 тыс. инвалидов, 14,5 тыс. многодетных семей, 2,8 тыс. одиноких матерей, 13 тыс. участников войны.

Населению продано 21,7 тыс. голов коров и телок, 155 тыс. поросят, 23,9 млн. голов молодняка птица.

12 районов и городов края выделили земельные участки всем желающим малообеспеченным гражданам.

На предприятиях края забронировано более 29 тыс. рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите (инвалидов, пенсионеров, молодёжи, возвращающейся из армии, лиц, освободив?ихся из мест заключения, одиноких матерей и т.п.).

Создано 40 специализированных малых предприятий, товариществ и других производственных структур для инвалидов. Предприятия краевых правлений обществ инвалидов, слепых, глухих взяты на приоритетное материально-техническое обеспечение фирмами «Ставропольснаб» и «Ставропольресурсы».

Производственным и коммерческим структурам, которые оказывают социальную помощь малообеспеченным, проводят благотворительные акции, предоставляются налоговые льготы.

Предпринимаются меры по развёртыванию на базе промы?ленных предприятий края производства медицинской техники, в том числе инвалидных колясок. Соответствующие предложения департамент промы?ленности, транспорта и связи администрации края направил в Правительство Российской Федерации.

Департаментом социальных проблем подготовлен и вынесен на рассмотрение главы администрации края целый ряд документов, приз¬ванных обеспечить социальную защиту различных категорий населения края. Боль?инство этих документов были одобрены, по ним приняты соответствующие постановления и распоряжения, в том числе:

- от 10.02.92 г. № 34 «О Ставропольском краевом отделении союза ветеранов Афганистана». Постановление предусматривает ряд льгот для производственных и коммерческих структур, создаваемых ветеранами-афганцами, выделение им участков земли для строительства жилья и ведения приусадебного хозяйства, помощь в обеспечении стройматериалами, другие меры социальной поддержки;

- ст. 30.03.92 г. № 85 «О мерах по социальной защите прапорщиков и офицеров Ставропольского выс?его военного инженерного училища связи имени 60-летия Великого Октября», Ре?ены вопросы по ряду позиций жилищного и продовольственного обеспечения личного состава, выделения участков для коллективного садоводства;

- от 05.08.92 г. № 266 «О дополнительных мерах по социальной защите инвалидов войны, труда и Вооруженных Сил». Документ предусматривает улуч?ение продовольственного обеспечения ветеранов. В ходе его исполнения увеличено до 171 число магазинов и секций, отделов специализированного объединения «Ветеран». К ним прикреплено 45 400 человек. ?нвалидам войны I и П групп, имеющим специальный автомотототранспорт, ежемесячно выделяется 5 000 рублей на приобретение бензина;

- от 05.06.92 г. № 274 «О мерах по социальной защите граждан, призванных на военную службу в годы Великой Отечественной войны, не принимав?их непосредственного участия в боевых действиях», которым введены определенные льготы для данной категории лиц, взяты на контроль вопросы их медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения;

- от 19.08.92 г. № 305 «О мерах по социальной защите граждан, подверг?ихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и граждан из подразделений особого риска». Во исполнение этого постановления выявлено и постановлено на учет 209 получателей пенсий из числа участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Шести семьям умер?их участников ликвидации последствий аварии назначены пенсии по случаю потери кормильца, 77 участникам ликвидации выплачена единовременная компенсация за ущерб здоровью, 95 человек получили материальную помощь на оздоровление. Завер?ен профилактический осмотр граждан, пострадав?их от радиационного воздействия. «Ликвидаторы» пользуются ежегодным отпуском в летнее время и дополнительным двухнедельным отпуском, правом на пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 % фактического заработка и внеочередное обесценение детей местами в до?кольных учреждениях, на первоочередное получение санаторно-курортных путевок и 50-процентную скидку от стоимости лекарств.

Вместе с тем, на боль?инстве предприятий, в нару?ение действующего законодательства, «чернобыльцам» не выплачивают 50-процентную компенсацию на приобретение продовольствия, не предоставляют талонов на льготное питание и бесплатных проездных билетов, продолжают взимать подоходный налог.

По всем выявленным нару?ениям департамент информирует руководство администрации края, организует принятие на местах мер по обеспечению законных прав и интересов «ликвидаторов»;

- от 05.08.92 г. № 712-р «О мерах по социальной защите ветеранов Великой Отечественной войны».

Вопросы социальной поддержки ветеранов войны включены в программу «Забота», принятую во всех районах и городах крал.

Серьезное внимание в своей работе департамент уделял вопросам семьи, материнства и детства.

Подготовленное департаментом постановление главы администрации края от 29.05.92 г. № 167 «О порядке предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, остав?имся без попечения родителей» определило порядок, согласно которому все дети указанных категорий поставлены на учет и за ними на местах закреплена жилая площадь, которую они получат по достижении совер?еннолетия.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» подготовлено и принято соответствующее постановление главы администрации края (от 08.07.92 г. № 177). Разработаны конкретные мероприятия по его выполнению. На поддержку многодетных семей из краевого бюджета выделено 42 млн. 652 тыс. рублей, им установлены льготы по оплате коммунальных услуг, детям до 6 лет - бесплатная выдача лекарств, бесплатное питание и ?кольная форма для детей из многодетных семей, бесплатный проезд в городском транспорте.

Создана краевая ассоциация многодетных семей.

В целях привлечения внимания общества к проблемам семьи, материнства и детства, рас?ирения участия государственных и общественных организаций в ре?ении этих проблем и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20.01.92 г. № 17 разработана программа мероприятий администрации края по подготовке и проведению Международного года семьи в 1994 году, утвержденная постановлением главы администрации края от 07.12.92 г. № 416.

Программа предусматривает меры экономического, правового, медицинского, социального, организационного характера, направленные на улуч?ение жизнедеятельности семьи.

Для улуч?ения положения детей в крае и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.06.92 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развитии детей в 90-е годы» подготовлено и принято постановление главы администрации края {от 14.12.92 г. № 420), разработаны целевые программы «Дети-сироты», «Планирование семьи», «?ндустрия детского питания».

С учетом предложений, поступив?их от концернов, управлений, организаций, подготовлено и принято постановление главы администрации края от 14.12.92 г. № 422 «О мерах по развитию производства детского питания в крае в 1993-1995 гг.». ?з краевого бюджета на дотацию сухих молочных смесей дополнительно выделено 3,5 млн. рублей. Компенсация молочным кухням на детское питание в 1992 году составила 47 млн. рублей. По кредитному согла?ению между Вне?экономбанком и Турецким Экзим-Банком проведены переговоры и подписан контракт на строительство «под ключ» Георгиевского комбината для производства сухих смесей на плодоовощной основе (первая очередь) и мясных консервов (вторая очередь). Срок ввода объекта - 1994 год.

В плане реализации этих постановлений проведен целый ряд организационных совещаний с заместителями глав администраций районов и городов края, руководителями концернов, управлений, и ведомств, представителями американской фирмы "Эббот", а также краевых коммерческих структур.

Здравоохранение

Приоритетными направлениями деятельности департамента социальных проблем администрации края в области здравоохранения в 1992 году были определены:

1. Стабилизация ситуации в здравоохранении с учетом новых экономических условий, дефицита бюджетного финансирования.

2. Подготовительная работа по реализации в крае Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР».

3. Подготовка учреждений здравоохранения к работе в осенне-зимний период.

4. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

5. Достаточное лекарственное обеспечение учреждений здравоохранения и населения края.

Принято постановление Главы администрации края от 26.05. 92 г. № 162 «Об организации работы медицинских учреждений в условиях дефицита бюджетных средств, выделенных на здравоохранение».

Его реализация позволила лечебным учреждениям привлечь дополнительные средства за счет рас?ирения оказываемых платных услуг населению и предприятиям. Проведена реорганизация структуры учреждений здравоохранения: за счет сокращения неэффективно используемого конечного фонда организованы дневные стационары, хосписы, внедрены другие формы амбулаторно-стационарной помощи.

В соответствии с Законом РСФСР «О медицинском страховании граждан в PCФCP», постановлениями Правительстве и Верховного Совета Российской Федерации, а также ре?ением малого Совета краевого Совета народных, депутатов по этому вопросу департаментом подготовлен ряд постановлений я распоряжений Главы администрация края:

- от 24.06.92 г. № 204 «О мерах по выполнению в крае Закона РСФСР «О медицинском страхования граждан в РСФСР»;

- от 03.08.92 г. № 695-р «О медицинском страхования граждан в Ставропольском крае»;

- от 30.12.92 г. № 437 «О реализации Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» в Ставропольском крае»;

- от 08.09.92 г. № 835-р «Об утверждении территориальной базовой программы обязательного медицинского страхования кителей Ставропольского края и о досрочном введении Закона PCФCP «О медицинском страховании граждан в РСФСР» в пяти территориях края с 01.10.92 г.».

В ходе подготовки и реализации указанных документов проведены рабочие совещания с руководителями органов здравоохранения, страховых медицинских компаний. Совместно с постоянной комиссией по здравоохранению краевого Совета народных депутатов проверено совещание-семинар с заместителями глав администрация районов и городов края и председателями постоянных комиссий по здравоохранению районных (городских) Советов народных депутатов.

Создан координационный совет при главе администрации края по вопросам медицинского страхования граждан. Проведено два заседания координационного совета, на которых рассмотрен ход подготовки к введению в действие Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» и определен план мероприятий по реализации этого Закона.

Разработано и утверждено «Временное Положение об организации деятельности и системе финансирования здравоохранения Ставропольского края на период перехода к медицинскому страхованию граждан». Совместно с постоянной комиссией краевого Совета, управлением здравоохранения администрации края разработан для утверждения на малом Совете краевого Совета народных депутатов проект «Временного Положения о территориальном целевом фонде обязательного медицинского страхования».

Проведены совещания с заместителями глав администраций, представителями страховых медицинских компаний, главными врачами территориальных медицинских объединений пяти территорий, во?ед?их в эксперимент по досрочному введению медицинского страхования (гг. Буденновск, Кисловодск, Георгиевск, Новоселицкий, Труновский районы).

С выездом на места проведена проверка выполнения постановления главы администрации края № 204 и распоряжения 696-р в г.Кисловодске, Новоселицком, Георгиевском, Буденновском районах).

Для улуч?ения качества медицинского обслуживания воспитанников ?кол-интернатов и детских домов края подготовлено распоряжение главы администрация края от 07.10.92 г. № 950-р, в котором главам администрации районов в городов края предоставлено право самостоятельно определять ведомственную принадлежность медицинских работников домов и ?кол-интернатов.

С целью реализации постановления Правительства российской Федерации от 10.02.92 г. № 77 «О неотложных мерах по созданию медицинской техники» совместно с департаментам промы?ленности, транспорта и связи проведена работа по определению конкретных заводов-производителей необходимой краю медицинской техники.

3 связи с ростом венерических заболеваний создана межведомственная комиссия по борьбе со СП?Дом и венерическими заболеваниями под председательством заместителя главы администрации края В.Красули, (постановление главы администрации края от 05.02.92 г. № 32 ). На заседании комиссии разработан и утвержден план мероприятий по профилактике этих заболеваний. Подготовлено и принято распоряжение заместителя главы администрации края «О введении ежеквартального обследования на венерические заболевания для декретированных профессий».

Приняты меры по социальной защите В?Ч-инфицированных и больных СП?Дом детей. Подготовлено и принято распоряжение главы администрация края от 27.05.92 г. № 433-р «О выплате денежных пособий матерям В?Ч-инфицированных и больных СП?Дом детей».

Пособия выделяются ежемесячно в объеме минимальной месячной заработной платы одного из родителей.

Подготовлено и принято постановление главы администрации края от 15.05.92 г. № 138 «О мерах социальной защиты больных сахарным диабетом». В постановлении определен координирующий орган - Ставропольская краевая диабетическая ассоциация. Совместно с постоянной комиссией краевого Совета народных депутатов по здравоохранению подготовлено ре?ение малого Совета краевого Совета народных депутатов «О льготном налогообложении диабетической ассоциации».

В поле зрения департамента были и остаются проблемы донорства, для стимулирования которого были подготовлены и приняты постановления главы администрации края от 23.04.92 г. № 107 и от 14.01.93 г. № 9 «Об установлении норм выплаты донорам».

В целях реорганизации «службы крови», ее адаптации к новым экономическим условиям подготовлено и принято постановление главы администрации края от 04.12.92 г. № 414 «О создании краевого государственного медицинского предприятия «Сангвио».

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.03.92 г. № 1137 подготовлено и принято постановление главы администрации края от 21.12.92 г. № 430 «О мерах по развитию здравоохранения в крае». В плане реализации этого постановления разработаны стандарты качества медицинской помощи с учетом медико-экономических стандартов, рекомендованных министерством здравоохранения Российской Федерации. В финансовое управление администрации края внесены предложения по новой структуре управления здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике, определен пообъектный состав федеральной и муниципальной, собственности в системе здравоохранения, порядок финансирования и использования объектов здравоохранения.

По инициативе департамента главой администрации края издано постановление от 09.09.92 г. № 329 «О размещении краевого офтальмомикрохирургического центра». Начат ремонт выделенного здания, закуплено основное оборудование.

Обеспечение санитарно-эпидемического благополучия

С целью оперативного реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций, разработки противоэпидемических и профилактических мероприятий в случае массовых инфекционных заболеваний постановлением главы администрация края, от 12.05.92 г. № 30 создана краевая чрезвычайная противоэпидемическая комиссия, председатель - заместитель главы администрации края В.Красуля. Б 1992 году заседания комиссии проводились в связи с групповыми случаями заболевания сибирской язвой в Карачаево-Черкесии и в связи со вспы?ками дизентерии в Георгиевском районе. Были разработаны конкретные мероприятия по локализации вспы?ек и предотвращению дальней?его распространения этих заболеваний.

В течение года департамент настойчиво добивался ре?ения вопросов, связанных с улуч?ением качества питьевого водоснабжения населения края. Проведены многочисленные консультации со специалистами, а также краевое совещание по этой проблеме, напрямую связанной с обеспечением санитарно-эпидемического благополучия. В результате намечены конкретные меры, определены их исполнители, источники финансирования и материально-технического снабжения.

В качестве одного из конкретных мероприятий в этой области департаментом был поставлен вопрос об обеспечении режима санитарной охраны Сенгилеевского водохранилища как единственного источника питьевого водоснабжения г. Ставрополя, ряда населенных пунктов края.

После проработки проблемы с объединением предприятий жилищно-коммунального хозяйства, краевым комитетом по охране природы, другими специалистами, а такие проведения по инициативе департамента ряда рейдов сотрудников милиции и Ставропольского телевидения, изучения источников загрязнения водохранилища с выездом на место был подготовлен проект ре?ения краевого Совета народных депутатов «О мерах по предотвращению загрязнения Сенгилеевского водохранилища» (принят сессией краевого Совета 06.07.92 г.). Документом установлены границы поясов и режим зон санитарной охраны водоема, предусматривается охрана сотрудниками милиции всей его акватории и пятисотметровой прибрежной полосы.

Ре?ены и возник?ие проблемы с финансированием охранных мероприятий. В краевом бюджете по инициативе департамента, начиная с 1993 года, предусмотрены целевым порядком расходы средств на охрану Сенгилеевского водохранилища.

Расторжением главы администрации края от 14.05.92 г. № 411-р образован фонд санитарно-эпидемического благополучия, призванный содействовать более эффективной реализации службами государственного санитарно-эпидемического надзора Закона РСФСР «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». Согласно распоряжению на всех административных территориях края открыты счета фонда.

На базе Ставропольского научно-исследовательского противочумного института с участием руководителей центров санитарно-эпидемического надзора и противочумных служб Северного Кавказа проведено региональное совещание на тему: «Усиление мероприятия по профилактике распространения особо опасных инфекций и других инфекционных заболеваний на Северном Кавказе». Принятые на совещании документы позволяют координировать деятельность санитарно-противоэпидемических служб Северокавказского региона.

Лекарственное обеспечение медицинских учреждений и населения края

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по обеспечению населения и учреждений здравоохранения Российской Федерации лекарственными средствами в 1992 году и развитию фармацевтической промы?ленности в 1992-1996 гг.», а также ре?ением малого Совета краевого Совете народных депутатов по этому вопросу подготовлено и принято постановлении е главы администрации края от 3I.08.92 г. № 319 «О мерах по обеспечению учреждений здравоохранения и населения края необходимыми лекарственными препаратами в условиях рыночной экономики». Реализация постановления департаментом социальных проблем в тесном взаимодействии с департаментом промы?ленности, транспорта и связи, департаментом предпринимательства, межрегиональных и вне?неэкономических связей и предприятием «Ставропольфармация» позволила стабилизировать уровень снабжения края лекарственными средствами, несмотря на сложную экономическую ситуацию, требования поставщиками предоплаты, развал экономическое связей.

Разработана программа первоочередных мер по обеспечению учреждений здравоохранения в 1993 году продукцией и ресурсами, вырабатываемыми предприятиями края (постановление главы администрации края от 22.12.92 г. № 431). При подготовке этого постановления департаментом проведено рабочее совещание с представителями промы?ленных и сельскохозяйственных предприятий, руководителями краевых управлений и ведомств, департаментов администрации края.

Для согласования разногласий в гг. Буденновск (ПО «Ставропольполимер») и Невинномысск (НПО «Азот») направлялись соответствующие представители. При определение объемов поставок учтена как возможности предприятий, так и потребности здравоохранения края.

В связи с разделением муниципальной и краевой собственности подготовлено и принято распоряжение главы администрации края от 14.04.92 г. № 369-р «О разграничении функций контроля за деятельностью аптечных учреждений края». ?нформационные письма по этому вопросу разосланы главам администраций районов и городов края.

Для организации целевой гуманитарной помощи проведен ряд встреч сотрудников департамента с представителями зарубежных стран.

Организована доставка груза гуманитарной медицинской помощи от организации КЭР (Германия) для центра диализа 4-й городской больницы г.Ставрополя на суму более 300 000 долларов США.

Оказано содействие в приобретении валюты на НПО «Азот» для закупки жизненно необходимых медикаментов для больных, перенес?их трансплантацию почек.

Образование

В 1992 году были определены следующие приоритетные направления в области образования:

I. Стабилизация и развитие образовательного комплекса края.

2. Поощрение создания учебных заведений нового типа (колледжи, лицеи и т.п.).

3. Поддержка детских до?кольных учреждений.

4. Социальная защита учащихся и педагогических кадров.

5. Организация летнего отдыха детей и подростков.

6. Подготовка учреждений образования к работе в зимних условиях, строительство и ремонт учреждений образования.

В реализации государственной политики в области образования департамент руководствовался Законами Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», «Об образовании», Указами Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию образования в России», «О земельной реформе» и другими законодательными актами.

С целью реализации поставленных задач было подготовлено и проведено два краевых рас?иренных совещания с заместителями глав администраций районов и городов края, серия тематических совещаний со специалистами краевых управлений и ведомств, пять заседаний комиссии по организации летнего отдыха ?кольников, ряд других мероприятий.

Департаментом социальных проблем администрации края совместно с управлением образования было подготовлено 15 постановлений и 6 распоряжений главы администрации Ставропольского края по различным аспектам функционирования образовательного комплекса края.

Дополнительные меры социальной защиты учащейся молодежи предусмотрены постановлением главы администрации края от 10.03.92 г. № 85. В ходе его реализации в вузах и техникумах были созданы фонды социальной поддержки студентов, выделялись дополнительные средства на оздоровительную работу, выплату пособий нуждающимся, частичную компенсацию оплаты за проживание в частном секторе, проезд в городском и пригородном транспорте.

Без преувеличения можно сказать, что спасти от развала сеть ведомственных детских садов и яслей позволило постановление главы администрации края от 16.03.92 г. № 71 «О компенсации расходов на содержание детских до?кольных учреждений края».В крае был введен пятипроцентный муниципальный сбор, создан внебюджетный фонд детских до?кольных учреждений. На счет фонда поступило 216,5 тыс. рублей, из них 136 млн.направлено на содержание ведомственных до?кольных учреждений, около 80 млн. рублей составили резервные средства.

20.03.92 года глава администрации края подписал постановления № 77 «О мерах по организации питания в учреждениях образования края». Выполняя заложенные в нем рекомендации, в ряде районов и городов создали комбинаты ?кольного питания, в том числе на принципах акционирования (Кисловодск, Железноводск, Пятигорск, Лермонтов, Грачевский, Новоалександровсий, Труновский районы). Благодаря помощи хозяйств, улуч?илось качество ?кольного питания, в течение года оставались относительно невысокими его цены в Александровском, Буденновском, ?патовском, Петровском, Труновском, Шпаковском и ряде других районов. Частично компенсировали стоимость хлеба и молока для ?кольников администрации Арзгирского, Кочубеенского, Шпаковского районов, г. Невинномысска.

Согласно постановлению главы администрации края от 06.04.92 г. № 91 «О выделении и использовании земельных участков для сельских профтехучилищ и сельских общеобразовательных ?кол» семидесяти трем ?колам выделено 4 870 гектаров земельных угодий, 1 476 гектаров получили четыре профтехучилища.

Активное участие принял департамент в совместной работе с крайсовпрофом, управлениями образования, здравоохранения, комитетом по культуре администрации края, рядом других ведомств по подготовке постановления главы администрации края и президиума крайсовпрофа от 30.04.92 г. № 120/14 по проведению летней оздоровительной кампании для детей и подростков. В результате принятых мер по его реализации летом функционировало 38 загородных, 390 при?кольных лагерей, 345 ученических производственных бригад. Летним отдыхом было охвачено 250 тысяч детей и подростков, в том числе 1 652 из числа сирот и ос¬тав?ихся без попечения родителей - по бесплатным путевкам. Финансирование летнего отдыха осуществлялось за счет средств соцстраха предприятий. Свой вклад внесли и администрации районов и городов края. Оздоровление детей про?ло по 9 профилям заболеваний (11 санаторных лагерей).

В крае при содействии департамента открыты и функционируют образовательные учреждения нового типа: многопрофильный профессиональный колледж «Темп» в г. Невинномысске (постановление главы администрации края от 31.08.92 г. № 315), казачий выс?ий профессиональный центр в г. Георгиевске (постановление главы администрации края от 19.06.92 г. № 197), диалицей «Человек» (постановление главы администрации края от 03.12.91 г. № 26), краевой экологический лицей (постановление главы администрации края от 08.01.92 г. № 6 10), ряд других инновационных учебных заведений.

С участием департамента социальных проблем разработана и реализуется программа мер по стабилизации системы профессионального образования в крае (постановление главы администрации края от 25.06.92 г. № 207). Создана учебно-материальная база для профессиональной подготовки: 16 меж?кольных УПК, 372 мастерские, 117 цехов и участков предприятий, оборудовано более 5 тысяч рабочих мест для профильного трудового обучения. В учреждениях образования введен курс «Основы рыночной экономики» . Для переподготовки взрослого населения определено 14 базовых училищ, аттестовано 3,5 тыс. учебных мест.

В порядке контроля хода выполнения Указа Президента Российской Федерации № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования», постановлений главы администрации края № 71 «О компенсации расходов по содержанию детских до?кольных учреждений края», № 77 «О мэрах по организации питания в учреждениях образования», № 65 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. № 33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи» в 1992 году была проведена проверка в гг. Железноводск, Ессентуки, Невинномысск, Шпаковском, ?зобильненском, Новоалександровском, Александровском, Новоселицком районах.

Результаты проверок выносились на обсуждение заседания администрации края, по ряду из них приняты постановления главы администрации края (от 29.07.92 г. № 260 «О работе администрации города Невинномысска и ?зобильненского района по выполнению постановления главы администрации края от 16.03.92 г. № 71 «О компенсации расходов по содержанию детских до?кольных учреждений края», от 18.11.92 г. № 396 «О работе администраций Новоселицкого и Александровского районов по выполнению постановления главы администрации края от 20.03.92 г. № 77 «О мерах по организации питания в учреждениях образования».

В результате принятых мер в 1992 году в целом сохранена сеть до?кольных учреждений и полностью - сеть ?кол и профтехучилищ.

Наука и выс?ая ?кола

Адаптация науки и выс?ей ?колы к условиям рыночной экономики проходит очень болезненно. Она осуществляется на фоне нарастания негативных тенденций в жизнедеятельности этих сфер:

1. Резкое сокращение традиционных источников финансирования научно-исследовательских институтов (их в крае 18) и сокращение в среднем на 30-60 процентов объемов работ.

2. Увольнение квалифицированных научных кадров, по преимуществу переходящих в сферу примитивного бизнеса (посредничество, маркетинг, торговля и т.д.).

3. Старение оборудования и трудности в приобретении современного из-за дороговизны. При этом практически отсутствует кооперация и объединение возможностей для рационального использования финансовых и технических средств.

4. Закрытие исследовательских тем и лабораторий, нередко без учета научных и производственно-экономических перспектив.

5. Непрофильная коммерциализация деятельности вузов и Н?? в естественном стремлении сохранить себя и кадры через простей¬?ие ре?ения.

6. Неупорядоченный рост учебных заведений, как государственных, так и частных.

7. Рас?ирение вузами «коммерческих» специализаций без учета материально-технической, учебно-методической и кадровой обеспеченности учебного процесса.

8. Сокращение из-за временных трудностей объема деятельности Н?? сопровождается часто занятием освобождающихся помещений коммерческими структурами.

Этот перечень проблем и непосредственные текущие вопросы определили основное содержание деятельности департамента в области науки и выс?ей ?колы как в минув?ем году, так и на перспективу.

В качестве стратегических определены следующие задачи:

1. Для восстановления естественных условий жизнедеятельности науки и выс?ей ?колы наладить традиционные формы контактов научной и вузовской общественности.

2. Выработать формы постоянного общения исполнительной власти и научной общественности.

3. В условиях отсутствия соответствующих служб администрации края по координации развития науки и выс?ей ?колы отработать и реализовать инструменты саморегулирования, создать целостную самоорганизующуюся систему науки и выс?ей ?колы, способную в автономном режиме осуществлять жизнедеятельность в новых условиях.

4. В целях повы?ения эффективности качества образования в вузах выработать механизмы влияния и регулирования программно-методического и кадрового обеспечения учебного процесса в выс?ей ?коле.

?мея ли?ь одного сотрудника, занимающегося вопросами науки и выс?ей ?колы, департамент тем не менее осуществил ряд мер по достижению поставленных целей.

Проведен цикл совещаний научной общественности края. По их итогам сформированы научно-координационный совет развития науки и выс?ей ?колы при главе администрации края и совет по гуманитарному образованию при главе администрации края. Оба органа в своей структуре и программных задачах оформлены соответствующими постановлениями главы администрации края (от 21.07.92 г. № 246 и от 24.11.92 г. № 402).

Научно-координационный совет при главе администрации края введен в состав Межведомственного совета по региональной научно-технической политике и взаимодействию с выс?ей ?колой Российской Федерации, которым руководит академик В.П.Шорин, председатель комиссии Верховного Совета Российской Федерации по науке и образованию.

Для обоих советов ре?ением главы администрации края выделено помещение в здании администрации края, ими ведется достаточно ?ирокая организационная и научная работа.

Департаментом совместно с научной общественностью края выполнена боль?ая подготовительная работа по проведению научно-практической конференции «Проблемы теории и практики социально-экономических реформ». Первый опыт организации научного форума удался: получено более 130 заявок на участие в конференции ученых, преподавателей вузов, представителей творческой интеллигенции. (Конференция состоялась в феврале 1993 года).

При непосредственном участии департамента ре?ались и текущие вопросы. Так, совместно с представителями вузов, Союзом молодежи Ставрополья подготовлены постановления главы администрации края от 26.06.92 г. № 201 «Об организации летних и осенних работ студенческих отрядов и трудовых объединений учащихся в 1992 году», от 02.10.92 г. № 357 «0 продлении сроков работы студенческих отрядов и трудовых объединений учащихся на уборке сельскохозяйственных продуктов в хозяйствах края». Эти постановления позволили организованно провести «трудовой семестр», обеспечить социальную, медицинскую, экономическую защиту учащейся молодежи, ее безопасность и своевременное возвращение к местам учебы.

До октября 1992 года находилось на контроле и постановление главы администрации края от 28 декабря 1991 г. № 52 «О передаче имущества быв?его крайкома КПСС», реализованное в полном объеме; здание быв?его Дома политпросвещения крайкома КПСС передано Ставропольскому пединституту.

Культура и искусство

Основными направлениями реализации в крае государственной политики в сфере культуры и искусства департамент определил:

1. Сохранение и развитие культурного наследия и традиций, материальной базы и кадрового корпуса отрасли.

2. Децентрализация управления.

3. Социальная защита работников отрасли

4. Переход к программно-целевому финансированию культуры и искусства.

5. Выявление и всемерная поддержка самобытности, таланта.

Комитет по культуре администрации края, аналогичные структуры на местах свою работу в 1992 году строили, руководствуясь этими ориентирами.

Разработана программа неотложных мер по развитию культуры и искусства в крае. Аналогичные программы сформированы в районах и городах. На их реализацию выделены средства местных бюджетов. К примеру, в Буденновске - 4,5 млн. рублей, в Георгиевске - 1 млн. 95 тыс., в Новопавловске - 1,5 млн. рублей.

Приняты к исполнению: долгосрочная (до 2000 года) программа «Культура южно-русского зарубежья на Великом ?елковом пути», программы «Наследие», «Национально-культурное сотрудничество», «Народное творчество: промыслы и ремесла», «Юные дарования», «Жилье и социальное обустройство».

В организации их выполнения наглядно проявился принцип программно-целевого финансирования, когда средства выделяются не району или городу вообще, а на конкретные мероприятия в рамках краевой или местной программы.

В течение года по вопросам культуры и искусства издано семь постановлений и пять распоряжений главы администрации края. В их числе:

от 16.01.92 г. № 42-р «0 создании фонда развития культуры и искусства»;

от 11.02.92 г. № 125-р «Об усилении социально-экономической защищенности работников культуры»;

от 26.06.92 г. № 210 «О мерах, государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ»;

от 27.07.92 г. № 252 «О подготовке и проведении 200-летнего юбилея А.С.Пу?кина»;

от 11.08.92 г. № 749-рз «Об экономической поддержке и социальной защите парков культуры и отдыха» и ряд других.

Выполнение перечисленных документов позволило сохранить сеть учреждений культуры и кадры творческих работников. Этому в частности способствовало установление ограничений на приватизацию учреждений культуры, льготных ставок арендной платы за используемые помещения, земельные участки, формирование фондов развития культуры и искусства в крае и на местах, куда за год поступило более 1,1 млн. рублей. В районах и городах, в отдельных учреждениях культуры также созданы фонды социальной поддержки учащихся и преподавателей. Оказана помощь краевому драматическому театру имени М.Ю.Лермонтова. При комитете по культуре возобновлена работа экспертно-художественного совета по оценке художественных достоинств, выдаче прокатных удостоверений и рекомендаций к показу киновидеопродукции, используемой коммерческими студиями телевидения, видеозалами, пунктами проката (продажи) видеокассет.

Осуществлялся контроль за ходом выполнения распорядительных документов главы администрации края, в том числе с изучением положения дел на местах: в гг. Ессентуки, Минеральные Воды, Пятигорск, ?зобильненском, Кочубеевском районах.

Департаментом социальных проблем совместно с комитетом по культуре администрации края в течение года проведен ряд крупных региональных и краевых мероприятий. Среди них: межреспубликанская научно-практическая конференция «Проблемы культуры в условиях развития рыночных отно?ений», Конгресс деятелей культуры и искусства «Культура Ставрополья», краевой праздник духовой музыки, серия краевых семинаров-совещаний со всеми категориями работников культуры и искусства, фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья», мероприятия в рамках Славянского хода (600-летие со дня смерти Сергия Радонежского), «Дни Солженицына», благотворительная акция издательства «?МКА-пресс»; праздник десяти крепостей в г. Георгиевске; праздник детского фольклора; фестиваль джаза «Ставрополь-93».

Физическая культура и спорт

Свою работу в области физической культуры и спорта департамент социальных проблем проводил на основе «Концепции развития физкультуры и спорта в крае», утвержденной ре?ением краевого Совета народных депутатов от 27.09.91 г. № 254, документов Президента и Правительства Российской Федерации.

30 марта 1992 года главой администрации края принято подготовленное департаментом социальных проблем совместно с комитетом по физической культуре и спорту администрации края постановление № 64 «О мерах по обеспечению развития физической культуры и спорта в условиях радикальной экономической реформы».

В ходе реализации постановления создано семь хозрасчетных спортивных федераций, коммерческий центр «Спортсервис», малое предприятие «Форпост», краевой фонд развития физической культуры и спорта. Заработанные средства через фонд распределены для оказания помощи матерям-одиночкам из числа спортсменов и тренеров, ветеранам физкультуры и спорта, для приобретения санаторных путевок, дорогостоящих лекарств.

Для реализации Указа Президента Российской Федерации «О Всероссийском Олимпийском комитете» подготовлено постановление главы администрации края от 25.06.92 г. № 206 «О Всероссийском Олимпийском комитете». В ходе его реализации комитетом по физкультуре и спорту администрации края проведена серия спортивных мероприятий в городах и районах края.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.92 г. № 435 «О подготовке к проведению Ш ?гр доброй воли в г. Санкт-Петербург» подготовлено соответствующее постановление главы администрации края от 03.08.92 г. № 271. В ходе его реализации повсеместно в районах и городах края проводились спортивные соревнования, показательные выступления, встречи с выдающимися спортсменами.

Учитывая необходимость подготовки спортсменов к Олимпийским играм в Барселоне, принято распоряжение главы администрации края от 24.04.92 г. № 373-р «О подготовке к участию в Олимпийских играх 1992 года спортсменов Ставропольского края».

Этим документом ре?ены материальные проблемы подготовки ставропольских олимпийцев, предусмотри порядок, исключающий перепрофилирование спортивных сооружений в ходе их приватизации. В плане подготовки спортсменов к Олимпиаде проведен открытый чемпионат края по легкой атлетике, международные соревнования по художественной гимнастике. ?тогом подготовки стало относительно ровное выступление ставропольцев в Барселоне, а Людмила Рогачева в беге на 1500 метров завоевала серебряную олимпийскую медаль.

С целью привлечения дополнительных средств на развитие физической культуры и спорта в крае департамент совместно с комитетом по физической культуре и спорту администрации края подготовил распоряжение главы администрации края от 23.12.92 г. № 1158 «О совер?енствовании работы по развитию спортивных лотерей в крае».

Для поддержки и пропаганды физической культуры и спорта среди детей и подростков совместно с комитетов по физической культуре и спорту подготовлено распоряжение главы администрации края от 23.11.92 № 1077-р "О проведении краевого телемарафона «Физкультуру – детям». Образован оргкомитет, подготовлен план мероприятий. (Телемарафон состоялся 30.01.93 г. в помещении Дворца культуры и спорта профсоюзов).

Разработано и утверждено Временное положение о комитете по физической культуре и спорту администрации края, проведена аттестация работников комитета.

Проведенная работа в 1992 году позволила сохранить боль?инство спортивных учреждений края.

Средства массовой информации

Закон Российской федерации «О средствах массовой информации» запрещает вме?ательство в профессиональную деятельность редакций. Тем не менее, он содержит ряд требований, реализация которых предполагает государственное регулирование деятельности средств массовой информации.

Наиболее характерной приметой времени в развитии средств коммуникаций стало появление боль?ого количества негосударственных коммерческих студий и программ телерадиовещания. Причем зачастую их деятельность не укладывается в рамки, определенные законодательством.

Департаментом социальных проблем проведена серьезная работа по упорядочению деятельности систем коммерческого телевидения и радиовещания. Сотрудниками департамента с выездом на места изучен опыт работы на этом направлении в Краснодарском крае, проведены консультации со специалистами Министерства печати и информации Российской Федерации, Министерства связи Российской Федерации, их юридическими и техническими службами, изучена ситуация в крае.

В результате подготовлено постановление главы администрации края от 12.10.92 г. № 363 «Об упорядочении работы систем коммерческого телевидения и радиовещания в крае».

Этим документом создана краевая межведомственная комиссия по упорядочению работы систем коммерческого телевидения и радиовещания, председателем которой назначен заместитель главы администрации края В.Красуля. Под руководством комиссии проведена спло?ная проверка студий и программ телевизионного и радиовещания на предмет их регистрации в качестве средств массовой информации, наличия лицензий на вещание, работа без которых считается незаконной, обеспечения технических параметров вещания. Ставропольская государственная телерадиовещательная компания, государственная инспекция электросвязи по Ставропольскому краю, Ставропольский центр стандартизации и метрологии и управление внутренних дел администрации края выявили и проверили имеющиеся в крае коммерческие системы телерадиовещания. Установлено значительное число нару?ений законодательства в их деятельности. Материалы находятся на контроле в органах внутренних дел.

Постановлением введены ограничения по трансляции коммерческими телестудиями киновидеопродукции эротического содержания. Её показ разре?ен ли?ь с 23 до 4 часов.

С целью предотвращения попадания на киновидеорынок порнографической продукции, а также материалов, содержащих пропаганду жестокости, насилия, призывы к войне, расовой, национальной вражде, возобновлена деятельность экспертно-художественного совета при комитете по культуре администрации края. Совет работает с коммерческими студиями (программами) телевидения на основе договорных отно?ений. Его участниками, просмотрено более б тысяч видеофильмов, по каждому из которых дается рекомендации о времени показа и предпочтительной аудитории.

Согласно распоряжению заместителя главы администрации края В. Красули от 19.03.92 г. № 24б-Р3 продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на распространении материалов и сообщений эротического характера, допускается в крае только запечатанной в прозрачную упаковку и внутри помещений, специально отведенных для этого местной администрацией.

По инициативе департамента Министерством печати и информации совместно с Министерством финансов Российской Федерации практически ре?ен вопрос о выделении дотаций из федерального бюджета на покрытие убытков редакций газет «Утро» и «Кавказская здравница».

Совместно со Ставропольской государственной телерадиовещательной компанией департамент разработал положение о краевой комиссии по вещанию.

В Министерство печати и информации Российской Федерации внесены предложения по созданию в крае территориальной комиссии по защите свободы печати и массовой информации.

В 1992 году департаментом организован ряд встреч с редакторами районных и городских газет, студий радиовещания, руководителями коммерческих систем телерадиовещания, проводились пресс-конференции с журналистами центральных, краевых и местных средств массовой информации.

С учетом обмена мнениями с редакторами, департаментом подготовлен проект распоряжения главы администрации края о проведении в 1993 году пресс-конференций для журналистов и соответствующий тематический план-график (издано 12.02.93 г. № 87-р).

С целью бесперебойного выпуска районных газет по инициативе департамента из краевого бюджет выделены средства для закупки офсетных форм, пластин, пленки для издательства «Районная газета» с опережением текущих потребностей. Это позволило сэкономить денежные средства за счет разницы цен на полиграфические материалы в середине и в конце года, а также не допустить сбоев в работе типографий и выходе газет.

Вопросы труда и занятости населения

Проблемами труда и занятости населения в крае занимаются отнесенные к ведению департамента и имеющие структурные подразделения в районах и городах управление труда администрации края и Ставропольский центр занятости населения. В 1992 году два эти ведомства вели также основную работу, связанную с миграционными процессами в крае, приемом и размещением беженцев и вынужденных переселенцев.

Департаментом подготовлен ряд постановлений и распоряжений главы администрации края, регулирующих ситуацию на рынке труда:

- от 26.05.92 г. № 208 «Об организации общественных работ в крае», согласно которому в соответствии с заключенными договорами в крае было определено 7 080 рабочих мест для лиц, желающих укрепить свое материальное положение посильным трудом в свободное от основного занятия время. На общественных работах в крае за год отработано свы?е 12 тыс. человеко-дней. Затраты на проведение общественных работ составили 1,3 млн. рублей, которые выделялись из средств предприятий и фондов занятости населения;

- от 17.07.92 г. № 242 «Об отчислениях в фонд занятости населения края», которым устанавливался порядок формирования фонда за счет отчислений работодателей;

- от 09.09.92 г. № 328 «О разработке программы занятости населения Ставропольского края на 1993 год», во исполнение которого к 01.12.92 г. совместно с учеными из Москвы разработан проект программы занятости населения, реализация которой оценивается в сумму около 6 млрд. рублей;

- от 01.10.92 г. № 353 «О системе профессиональной подготовки, повы?ения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения», согласно которому разработана соответствующая программа, определено 14 базовых профтехучилищ, проведена их аттестация (аттестовано 3 500 учебных мест), изучена возможность создания дополнительных учебных мест в системе образования. С этой целью аттестовано еще 12 профтехучилищ и семь учебно-курсовых комбинатов. Создан краевой научно-методический центр по профессиональному обучению и переподготовке незанятого населения.

Ход выполнения краевой программы занятости на 1992 год и вопросы ее корректировки в течение года постоянно находились в центре внимания и неоднократно обсуждались на заседаниях краевого координационного комитета содействия занятости населения (председатель - заместитель главы администрации края В.А.Красуля).

Вопросы реализации этих постановлений обсуждались также на краевых совещаниях с участием работников краевой и местных служб занятости населения, органов по труду, социальной защиты населения, заместителей глав администраций районов и городов края, представителей профсоюзов, руководителей ряда промы?ленных предприятий.

Благодаря принятым мерам, в крае удалось избежать массовой безработицы, связанной с высвобождением работников предприятиями, учреждениями и организациями. Так, если по прогнозу число официально зарегистрированных безработных должно было достичь 42 тыс. человек, то фактически к концу года оно составило около 5 тысяч человек.

Миграционная политика

Осложнение социально-политической ситуации на Северном Кавказе, в республиках быв?его СССР обострило проблему беженцев и вынужденных переселенцев, число которых на Ставрополье превысило 57 тыс. человек. 9 марта 1992 года глава администрации края издал постановление № 63 «О работе в крае с беженцами и вынужденными переселенцами», которым были определены зоны организованного расселения мигрантов, созданы краевая и районные оперативные группы по их приему и ре?ению возник?их проблем, банк данных о беженцах и вынужденных переселенцах, что позволяет оперативно принимать меры помощи этой категории граждан. Боль?инство мигрантов трудоустроено, они имеют жилье, дети определены в ?колы и детские сады, пенсионеры и инвалиды из числа переселенцев получают пенсии и пособия.

Постановлением главы администрации крал от 0б.05.92 г. № 126 «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» при управлении труда администрации края образован отдел по делам миграции. Ре?ен вопрос о строительстве в Кочубеевском районе поселка для компактного размещения беженцев и вынужденных переселенцев из Чеченской Республики. Выделено 140 гектаров земли, разработан проект станицы. В федеральные органы направлены запросы о выделении соответствующих бюджетных средств. Определен временный порядок выплаты мигрантам денежных пособий.

10 декабря 1992 года главой администрации края принято постановление № 419 «О краевой программе оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Миграция". Программа предусматривает:

- создание краевой миграционной службы. Федеральная миграционная служба выделила для этих целей 11 ?татных единиц;

- разработку схемы регулирования миграционных потоков в крае;

- организацию системы защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев;

- отработку порядка взаимодействия миграционной службы с краевыми и федеральными органами управления.

Мигрантам оказана единовременная помощь на общую сумму 89 тыс. рублей.

Краевым Советом народных депутатов поддержана инициатива департамента социальных проблем администрации края, предложив?его проект ре?ения «О миграции и натурализации в Ставропольском крае». Принятый на его основе документ позволяет более четко определять условия прописки мигрантов в крае.

Комплекс мер по работе с мигрантами, предпринятых департаментом совместно с соответствующими службами, позволил не допустить столкновения интересов беженцев и вынужденных переселенцев с интересами коренного населения, обеспечить в условиях лавинообразного нарастания миграционных потоков относительную социальную стабильность в крае.

Межнациональные отно?ения

По инициативе департамента сессия краевого Совета народных депутатов приняла ре?ение, санкционировав?ее создание в структуре департамента социальных проблем администрации края отдела, занимающегося проблемами межнациональных отно?ений. К его ведению отнесены также вопросы связей с общественными организациями.

Отдел департамента активно приступил к работе. Как признание его авторитета можно рассматривать избрание Ставропольского края посредником в урегулировании осетино-ингу?ского конфликта. Сотрудники отдела были задействованы в рабочих группах по подготовке заседаний согласительной комиссии, выезжали во Владикавказ, Назрань, Грозный.

За минув?ий год департаментом принят ряд документов, направленных на стабилизацию межнациональных отно?ений в крае, проводилась соответствующая организационная работа, в том числе:

- разработана Концепция стабилизации межнациональных отно?ений в Ставропольском крае, которая обсуждена и одобрена на совещании с заместителями и помощниками глав администраций районов и городов края;

- подготовлена региональная научно-практическая конференция «Межнациональные отно?ения на Северном Кавказе и пути их стабилизации» (проведена в январе 1993 года в г. Железноводск);

- подготовлен и проведен «круглый стол» по проблемам межнациональных отно?ений в крае с участием ученых-обществоведов;

- разработано Примерное положение о комитете по межнациональным отно?ениям (Совете старей?ин), проведена организаторская работа по созданию таких советов в районах, населенных пунктах. В настоящее время в крае эффективно действуют 30 Советов старей?ин;

- составлена картотека национально-культурных обществ (на 01.01.93 г. их в крае 50), с которыми налаживаются контакты и сотрудничество, подготовлена развернутая информационно-аналитическая справка о взаимодействии наполнительной власти с национально-культурными объединениями в крае;

- участие в подготовке проектов договоров между администрацией края и правительствами Карачаево-Черкесской Республики и Республики Армения;

- выезд специалистов департамента на места с целью предотвращения или урегулирования межнациональных конфликтов (Пятигорск, Ессентуки, Нефтекумский, ?зобильненский, Труновский, Левокумский, Новоалександровский, Кочубеевский, Андроповский, Предгорный, Кировский, Георгиевский, Арзгирский, Буденновский, Шпаковский районы).

Отсутствие в крае серьезных социальных потрясений на межнациональной почве в определенной степени характеризует работу департамента на этом направлении.

Связи с общественными организациями

Свою работу с общественными организациями и объединениями, политическими партиями и движениями департамент строит исходя из того, что без их развития невозможно становление гражданского общества, демократии. Отсюда стремление к диалогу, оказанию помощи и поддержки общественным силам позитивной ориентации.

На 01.01.93 г. в крае насчитывалось 11 политических партий и пять общественно-политических движений, более десяти общественных организаций. ?нформация об их деятельности, поступав?ая ежемесячно в департамент из районов и городов края, позволяла вырабатывать линию поведения исполнительной власти в отно?ении тех, кто поддерживает проводимый ею курс преобразований (демократы, республиканцы, «демороссы» и др.) и тех, кто находится в оппозиции (коммунисты, патриоты, краевые женская и ветеранская организации). Однако следует признать, что существенного влияния на социально-экономический курс администрации края общественно-политические силы не оказывали. Основная причина - их разобщенность.

Наиболее сплоченными и организованными проявили себя в минув?ем году казачество, ветераны Афганистана, религиозные общины, их деятельности и уделялось основное внимание департамента.

10 февраля 1992 года глава администрации подписал постановление № 34 «О Ставропольском краевом отделении Союза ветеранов Афганистана», согласно которому в ряде районов и городов зарегистрированы отделения Союза, ветеранам Афганистана установлены определенные льготы при организации собственного производства, для них в приоритетном порядке должны ре?аться социально-бытовые вопросы.

Постановлением главы администрации края от 14.09.92 г. № 337 создана краевая комиссия по делам казачества, возглавил которую заместитель главы администрации края В. Красуля. Комиссией подготовлены:

- типовой устав казачьего общества;

- рекомендации по созданию казачьих обществ;

- Временное положение о местном референдуме по установлению казачьего местного самоуправления в населенных пунктах Ставропольского края;

- Временное положение о наделении казачьих обществ землей. Подготовлен пакет документов о деятельности религиозных конфессий в крае, об имущественных претензиях церкви.

Ежемесячно в форме учебы проводились совещания с помощника¬ми глав администраций районов к городов края по связям с общественными организациями. До них доводилась информация о состоянии межнациональных отно?ений в крае, действующих на его территории политических партиях, общественных организациях, национально-культурных объединениях» религиозных конфессиях, казачьем движении.

Ежемесячно департамент готовит аналитическую записку представителю Президента Российской Федерации об общественно-политической обстановке в крае.

Вопросы социального партнерства

Значительное внимание департаментом: уделялось Указу Президента Российской Федерации от 15.11.91 г. «С социальном партнерстве и разре?ении трудовых споров (конфликтов)». ?нформация «О практике разре?ения трудовых споров (конфликтов) в крае за I полугодие 1992 года» направлена в администрацию районов и городов края для использования в практической работе.

Выполняя Указ Президента Российской Федерации от 24.01.92 г. «О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отно?ений, Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и согла?ениях», департамент совместно с другими заинтересованными сторонами подготовил постановление главы администрации края «О краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отно?ений», которое было выпущено 03.11.92 г. за № 385. Образована краевая трехсторонняя комиссия, назначен ее координатор ( заместитель главы администрации края В. Шагинов), избран секретариат (ответственный секретарь - директор департамента социальных проблем администрации края А.Ельников), утверждено Положение о комиссии, разработано и принято согла?ение между администрацией, краевым советом профсоюзов и объединениями предпринимателей (работодателей) края на 1993 год, в котором предусмотрены меры в области экономики, рынка труда, регулирования уровня жизни, обеспечения социальных гарантий различных категорий населения.

Молодежная политика

Постановлением главы администрации края от 23.10.92 г. № 999-р была создана комиссия по выработке предложений в области молодежной политики в крае. Комиссией (председатель – директор департамента социальных проблем администрации края А.Ельников) подготовлена и утверждена постановлением главы администрации края от 04.01.93 г. № 5 программа первоочередных мер в области молодежной политики. На финансирование из краевого бюджета выделено 6,4 млн. рублей.

Совместно с Союзом молодежи Ставрополья разработаны программа создания в крае государственно-общественной службы социальной помощи молодежи и механизм ее реализации

Другие вопросы

Департаментом подготовлено распоряжение главы края от 27.01.92 г. № 65-р «О подготовке к изданию краевой Книги памяти погиб?их в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и при исполнении интернационального долга». Краевую редакционную коллегию возглавил заместитель главы администрации края В.Красуля. Аналогичные редколлегии созданы во всех районах и городах, они в соответствии с указанным распоряжением обеспечены помещениями, телефонной связью имеют ?татных сотрудников.

В связи с имев?ими место в 1991 году и в начале 1993 года случаями бесконтрольной распродажи по остаточной стоимости материальных ценностей, принадлежащих организациям бюджетной сферы, заместитель главы администрации края В.Красуля издал распоряжение от 30.03.92 г. № 267-рз, запрещающее продажу легковых автомобилей, мебели, радиоэлектронных устройств и бытовой техники без согласования с департаментом социальных проблем до установления соответствующего порядка реализации этих ценностей.

Значительную работу в 1992 году вели специалисты департамента в плане содействия краевой комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, которую возглавляет заместитель главы администрации края В.Красуля.

За 1992 год через приемную заместителя главы администрации края В.Красули и департамент социальных проблем администрации края про?ло 3 727 единиц деловой корреспонденции, 213 писем, обращений и жалоб граждан. 1 125 посетителей побывало на личном приеме у В.Красули и руководителей департамента. 11 краевых комиссий, которые возглавляет В.Красуля, провели 36 заседаний, по результатам которых, как правило, оформлялись распорядительно-исполнительные документы.

Фонд гуманитарных исследований "Гражданский мир", Ставрополь, 1993 г.