МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Мифы вместо миксера

← к списку статей

Сценка в автобусе. В салон во?ла женщина и ее тут же окликнули: "?звините, где Вы миксер купили?"

В глаза бросилась симпатичная наклейка на аккуратной коробочке, извещав?ая, что "миксер механический" изготовлен в ГДР...

Внимание на нее я обратил потому, что буквально накануне разговаривал с инженерами и конструкторами ставропольского завода "Электроавтоматика" об этом бытовом приборе.

- В принципе, мы могли бы производить электромиксер, - сказал начальник конструкторского бюро цеха товаров народного потребления О.Тесовский. - Но нужен микроэлектродвигатель. Выпускают его в Армавире. Но тамо?ний завод едва обеспечивает свои нужды. Так что...

А тут на тебе - механический аппарат. Никаких электродвигателей. Не надо никому кланяться.

- О механических приборах мы как-то и не думали, - ответил Олег Николаевич, когда я вновь обратился к нему. - ? вообще, мы же вам говорили о несовер?енстве технологии. Да и материал хоро?ий нужен, а это, знаете, целая проблема...

Многим людям я задавал вопрос: "Почему в крае не выпускаются кофемолки, соковыжималки, картофелечистки, ?прицы для тортов и многие другие давно уже не новинки цивилизованного быта?". Спра?ивал руководителей предприятий, инженеров, специалистов ведомств. Ответ сводился к одному: нет станков, нет прогрессивных технологий, нет материала, нет квалифицированных кадров. Говорили убедительно, и в эти слова не то чтобы хотелось, но приходилось верить.

Миф о неразре?имых трудностях развеяла пуговица.

Заместитель председателя крайплана Р.Гильман авторитетно просветила меня, что наладить выпуск модной "фирменной" пуговицы и прочей фурнитуры для одежды, как-то: застежки, пряжки, бля?ки, на предприятиях края пока нельзя. Требуется современное прогрессивное оборудование.

- Как же обходятся самые последовательные поклонники моды? - поинтересовался я в краевом Доме моды.

- Достают, кто как. Обращаются к кустарям.

Да, нужную пуговицу-таки производят. В полукустарных галантерейных мастерских ?тампуют какую ду?е угодно фурнитуру. "Технология" не лицензионная, а доморощенная - на базе списанного заводского агрегата. ? вся эта копеечная мелочь довольно успе?но конкурирует с импортными оригиналами. Значит, можно?

Ладно, скажут, подумае?ь, пуговица - мелочь. На нее и сырья-то нужно с гулькин нос. А вот чтобы наладить что-то посущественнее, да в массовых мас?табах...

Второй "миф" о дефиците материалов, как выяснилось, тоже держится на хрупких глиняных ножках. В пользу таких выводов - справка об итогах паспортизации отходов ряда промы?ленных предприятий, подготовленная специалистами "Ставропольснабсбыта"

Например, на Ставропольском заводе автоприцепов ежегодно идет в отходы 18 000 (!) тонн самых разных видов металла. На Прикумском заводе пластмасс в про?лом году выпало в нерастворимый осадок 1 700 тонн полиэтилена. На заводе "Гидропневмонормаль" в отходах значатся 80 тонн латуни, 33 тонны цинка, две тонны меди. На "Красном металлисте" набирается почти тысяча тонн неиспользуемых металлоотходов...

Отходы есть всюду. Много добра, которое могло бы послужить рачительному хозяину. Могло бы, но...

Что ме?ает предприятиям обмениваться друг с другом отходами? Ничто не ме?ает. Но никто и нигде не занимается изучением "чужой" технологии под углом зрения собственных нужд. Мало кто интересуется, что у соседа за забором. Вот и выходит, как в пословице: просит осетр дождя, в Волге лежа.

Проблема? По всему - да. Хотя, в общем, она уже давно секрет поли?инеля. В республиках Советской Прибалтики не один год проводятся районные, городские, республиканские конкурсы на разработку новых изделий из местных материалов, промы?ленных отходов. Есть чему поучиться и у свердловчан. Здесь специализированные лаборатории изучают возможности предприятий, прогнозируют спрос, рекомендуют варианты кооперации, разрабатывают новые образцы, содействуют их внедрению.

У нас в крае на отдельных предприятиях проводятся аналогичные смотры под эгидой ВО?Р. Например, на Черкесском заводе резиновых технических изделий, Ставропольском пор?невых колец. Но результаты скромные. Творческая мысль активистов бьется в тесных заводских рамках. Как следствие - мелкотемье, неоригинальность ре?ений. Не случайно же из 334 изделий, предложенных предприятиями края на недавно про?ед?ей ярмарке, ли?ь 34 - новые...

По мнению авторитетных специалистов, серьезные затруднения предприятий в боль?ей степени обусловлены не недостатками материальных и финансовых ресурсов, а отсутствием плодотворных перспективных идей.

Технологической кооперации должна пред?ествовать кооперация "умов". Об этом "Ставропольская правда" писала четыре года назад. Говорилось, что создание новых товаров - дело не одного предприятия, что назрела необходимость ?ирокой межотраслевой кооперации заводов, фабрик, оптовых баз, торгующих организаций. Кооперации сквозной, начинающейся проектированием изделия и кончающейся его сбытом.

За последние годы производство предметов ?ирпотреба выросло. На один рубль фонда заработной платы в крае выпускается на 17 процентов товаров боль?е, чем в конце про?лой пятилетки. В крае на 1,4 милли¬она рублей производится комплектующих деталей для выпуска товаров народного потребления. Опыт взаимодействия предприятий, а таких около двадцати, говорит, что это выгодное, полезное для всех дело. ?, тем не менее, принципиальных сдвигов в этом направлении за минув?ие годы не произо?ло.

Об этом свидетельствует и недавно открыв?аяся в выставочном зале Ставропольского ЦНТ? выставка товаров ?ирокого спроса, изготовленных на предприятиях края. Представленные образцы обуви, одежды, сувени¬ров, предметов культурно-хозяйственного назначения, судя по записям в книге отзывов, вызвали интерес у посетителей. Однако сложных бытовых изделий мало. ? одна из причин этого, видимо, в том, что сложную вещь в одиночку изготовить нелегко, а кооперация развивается пока еще слабо.

На прежнем уровне остается и изучение рынка. ?ные производственники убеждены, что их дело выпускать. А куда, кому - пусть у других голова болит. Далеко ли с таким багажом уеде?ь? На Ставропольском заводе автоприцепов освоили выпуск лопат, мотыг, другого садового инструмента. Взялись дружно. Да не учли, что в Ростове, Краснодаре, Орджоникидзе тоже не сидят, сложа руки...

- Мы не знаем, что делается в соседней Ростовской области или Краснодарском крае, посетовали в отделе народных товаров крайплана. - ? очень часто дублируем друг друга.

А ведь можно было бы не дублировать, а сотрудничать. Кооперация на региональном уровне не такая уж бесполезная затея.

Характеризуя явление последних лет, экономисты, ввели в обиход термин "структурное перепроизводство". С одной стороны, товарный голод, с другой - залежи на базах.

Сфера производства товаров народного потребления с каждым годом рас?иряется. В процесс включается все боль?е предприятий. Происходит переход от производства простых изделий к вещам более сложным. Это и логично. Ведь когда мы говорим - удовлетворять все возрастающие потребности покупателя - это означает, что ему нужны принципиально новые предметы быта. При сохранении на необходимом уровне производства простых изделий. Сама жизнь толкает предприятия в объятия друг другу.

? еще об одном. Не хватает рабочих рук. Дефицит кадров. Некого ставить к станку. Взглянем на эту проблему с интересующей нас точки зрения - производства товаров народного потребления.

Многие у?ед?ие на пенсию рабочие и служащие могли бы работать неполный рабочий день. То же самое и женщины, ухаживающие за малолетними детьми. Однако отдельные руководители предприятий пока что не торопятся с распространением ценного начинания. Массу резервов таит в себе и кооперирование промы?ленных предприятий с колхозами и совхозами. На Ставрополье созданы только три промы?ленных цеха в колхозах. ?меющийся же в стране опыт говорит о перспективности подобных начинаний и для сельского хозяйства, и для производства товаров народного потребления.

Василий Красуля, 1984 г.