МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Д?СКУСС?Я. «ПАРТ?Я: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

← к списку статей

В пятом номере "Гражданина" были опубликованы Тезисы к дискуссии о роли и месте КПСС в на?ем обществе. Редколлегия журнала передала "Тезисы" в горком и райкомы партии, в советы трудовых коллективов ряда предприятий с просьбой организовать ?ирокое их обсуждение. В частности, горкому КПСС было предложено организовать городскую дискуссию по поднятым в "Тезисах" вопросам.

Предлагаем вниманию читателей материалы в развитие дискуссии.

У ВЕНГЕРСК?Х КОММУН?СТОВ

из интервью, данного членом Политбюро Венгерской социалистической рабочей партии ?мре Пожгаи радиостанции "Свободная Европа"

О венгерской реформе

"Для нас это входной билет в Европу. Мы ищем нового социального бытия перед лицом глубочай?его кризиса политической системы, никогда по-настоящему не принятой на?им народом и за 40 лет доказав?ей свою полную несостоятельность. То, что сейчас происходит в Венгрии, это не что иное, как перерождение сталинской диктатуры в демократию, которую характеризует политический плюрализм, многопартийная система и выборное правительство. Это поминальный колокол, который звонят по "реальному социализму".

О задачах осеннего чрезвычайного съезда партии

"Социальный эксперимент под названием "социализм", который был навязан восточной Европе и извратил тамо?ние структуры власти, провалился и лежит в руинах. Преодолеть кризис можно, только, сменив направление развития. Венгрия сделала такой вывод из новей?ей истории. Партии предстоит заявить об этом на ноябрьском Съезде. Придется отказаться даже от ныне?него названия партии - "венгерская социалистическая рабочая партия", чтобы разрыв с про?лым был полным. К руководству партией должны прийти новые люди. Пора начать публичную дискуссию о социализме и его извращенных диктаторских формах. Если из-за этого произойдет раскол партии - то и в этом беды нет. Реформаторы сейчас в боль?инстве, а консервативных догматиков нам и даром не надо. Луч?ий исход для венгерской коммунистической партии - это ее превращение в социал-демократическую партию западноевропейского толка".

НЕ МЕШАТЬ СТАНОВЛЕН?Ю МНОГОПАРТ?ЙНОСТ?

"Конференция МГУ считает политически вредным административное противодействие формированию иных политических партий и общественных движений, если их деятельность не противоречит Конституций СССР".

?з Резолюции внеочередной конференции партийной организации от 10.06.89 г.".

КУЛЬТУРА ? ПАРТ?Я.

Статья I.

Культура в ее вселенском и истинно гуманистическом смысле и партия в ее современном проявлении /без учета ее самооценки и эгопозиции/ - "две вещи несовместные" - как общечеловеческое и сектантское. Само понятие культуры, как оно трактуется марксизмом-ленинизмом, в своем общепринятом содержании связано с активной человеческой деятельностью, а культура человека базируется на его социальной сфере. Значит, то, во что вторгся человек, с чем расправился по своему собственному разумению, а вернее, непониманию, что переделал (творчески, революционно преобразовал) - то культура. Даже термин объясняется не из исходного слова "культ» (почитание, духовное поклонение, предполагающее невме?ательство), а из суффиксированного латинского, обозначающего "обрабатывать".

Но и эта культурология для партийных аппаратчиков запредельна.

Для них понятие культуры сводится к клубной работе, к досугу (с ударением на первом слоге, как любят произносить ставропольские руководители культуры), в луч?ем случае к искусству и его творческим союзам. Культура как качество жизнедеятельности, духовного процесса недоступна обыденному, вульгаризованному мы?лению.

При неусыпной руководящей роли партии на?а культура приобрела невиданный в истории тип - массово-казарменный, и что особенно стра?но - также в области образования и воспитания человека, став?его безликим существом. ?з "культа света" (Н. Рерих) культура превратилась в "культ власти". Советская концепция культуры оправдывает болезненные коррозии в на?ей культурной реальности, беззастенчивое вме?ательство в природу, отсутствие основы для духовной эволюции индивидуальности.

?сходное понятие культуры как процесса - деятельность в ?ироком смысле, в том числе духовная. Для идеологов партии деятельность свелась к материальной, а из видов духовной - к идейно-политической. В партийной деятельности всегда ценилась и ценится "дурная активность", а не спокойное и благородное деяние, высокое в своем духе. Поэтому мы сейчас и не будем затрагивать аспекты высокой духовности как важней?его критерия культуры. Автор данной статьи просит читателей не ждать конкретных фактов в этой, в основном, теоретической статье. Любой из нас в ду?е своей философ, и любое положение моментально соотнесет с реальностью на?ей жизни. Я же советую все приводимые ниже положения соотносить с "культурной деятельностью" партии по отно?ению к сегодня?ним неформальным организациям, в частности, к Народному Фронту Ставрополья. Действа краевого, городского, районных комитетов КПСС демонстрируют в миниатюре политическую культуру партии в отно?ении народных инициатив.

?так, политическая культура, одна из сторон культуры современного мира, так и не проявилась до сих пор в КПСС как содержание ее деятельности. ?бо политическая культура предполагает, прежде всего, Культуру. Неограниченная власть автоматически уничтожает необходимость положительной деятельности. Всеобщая бездеятельность, как инфекция, распространилась на всех - и партийных, и беспартийных. Но, как сказал один мой знакомый - добрый и мудрый человек - в этом бездеятельном идиотизме просматривается великое благо для человечества: социализм в советском варианте предостерег другие народы от подобного социального феномена. Слово "коммунизм" опорочено КПСС на многие десятилетия, а может, и столетия.

Невежественная в своем подавляющем боль?инстве номенклатура, обществоведы¬угодники, преданные своей корму?ке публицисты постоянно трезвонили о политической культуре партии, которая никогда не была в состоянии выскочить из колеи славословия. Те силы партии, которые несли в себе интеллект, гуманизм, духовность, оказывались всегда в положении птенцов, которых разрос?ийся куку?онок выковыривает из родительского гнезда. ?стинные сыны советского народа и сейчас - страстотерпцы. Лозунг "Все для человека" мыслящими людьми читается как "Партия против человека". Если нет человечности, не может идти речь о политической культуре. Вот слагаемые политической антикультуры КПСС:

- научно-социальный инфантилизм партийных сановников, ежедневная трескучая пропаганда, фальсификация всего, что грозят их благополучию, - где тут ужиться гуманизму? Впрочем, эти слагаемые луч?е рассмотреть на примере деятельности Ставропольской партийной номенклатуры.

Волна, поднятая перестройкой, так и не докатилась до на?его забитого Ставрополья. Среди зон политического отчаяния оно имеет собственные специфические черты. Здесь партократия особенно злобна и непримирима. Здесь первый секретарь крайкома по-прежнему произносит монологи непререкаемого властелина и не замечает улыбок прозрев?их людей. Здесь парткомы по-прежнему заменяют собой полицейские участки, где расправляются не только с "товарищами по партии", но и опосредствованно с беспартийными.

- Здесь окончательно отождествили партийную дисциплину и унижение человеческого достоинства, публичное издевательство над инакомыслящими.

- На на?ем родном Ставрополье до сих пор в так называемой деятельности партии господствует вульгаризаторское передергивание, наве?ивание политических ярлыков и запугивание свободно мыслящих людей.

- Здесь стала обычной наглость "непотопляемой" номенклатуры по отно?ению к нижестоящим, жестокость и цинизм всевластия, приучив?ие людей дружно, по сигналу, по закону стадности, впадать в коллективную истерию по отно?ению к "заблуд?им овцам" - ату его, ату!

- В своем рвении секретари партийных комитетов, особенно вузовские, становятся идеологическими камикадзе. Они в подсознании где-то понимают, что идут на подлость, но остановиться уже не могут. А если даже кто-то из них прозреет и увидит, что потерял лицо, то вряд ли сделает себе харакири. Таков железный характер аппаратчика, а вернее, партийно-рабская трусость: что скажет из горкома Алексевна? Мне кажется, она уже ничего не скажет, потерпев политическое банкротство, как и многие "борцы" с демократическим движением Народного Фронта.

Бедные секретари всех рангов! Они еще пользуются таким, еще усвоенным от великого Сталина лицемерным примирительно-доброжелательным тоном, в то же время, натравливая опричников на неугодных. Неужели у них нет осознания своей "деятельности" как антипартийной? Авторитет партии разру?ился, как карточный домик, а они продолжают в своем духе. Слы?али ли вы, что простые люди называют коммунистов - "коммуняки? Суффикс-то, какой! Он рожден на Ставрополье по отно?ению к партсановникам. Саморазру?ающая их деятельность с "активной жизненной позицией" направлена против людей, это рога у бодливой коровы, сути - деятельность контрреволюционная и антикоммунистическая, она лежит по ту сторону гуманизма и политической культуры.

Под мудрым руководством аппаратчиков, как мы все недавно узнали, возможно убийство невинных людей в Ставропольском следственном изоляторе, продажа государству речного песка вместо ?ерсти, увольнение с работы мыслящих людей, изгнание их из партии. Последнее, я думаю, благо для таких людей, ибо окаменев?ее мы?ление, партийная антикультура, полная нечувствительность к перестройке краевых и прочих руководителей партии делают ее болотом. Там хлюпает ли?ь тогда, когда кого-нибудь утопят или выбросят. Так что луч?е?

Таисия Казначеева.