МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

НАДО ГОТОВ?ТЬСЯ К ВЫБОРАМ

← к списку статей

Закончил работу первый Съезд народных депутатов СССР. К сожалению, на результаты его работы ре?ающее влияние оказало "агрессив¬но-послу?ное боль?инство" (по определению Ю. Афанасьева), которое состоит в основном из депутатов, выдвигав?ихся партийно-государственным аппаратом. Это из-за него Съезд не принял ни одного значительного ре?ения за исключением отмены статьи II прим Указа от 8 апреля.

Нам предстоят выборы в местные Советы. Поэтому сейчас избирателям необходимо понять, как получилось, что аппаратчики одержали победу на про?ед?их выборах.

Во-первых, аппарат, как и прежде, определял, где, каких и сколько кандидатов выдвигать. При этом "первые лица" ?ли без конкурентов и, как правило, не по месту жительства.

Во-вторых, аппарат фактически ли?ил абсолютное боль?инство из¬бирателей их права на выдвижение кандидатов в депутаты. Коллективы таких крупных предприятий как заводы "?зумруд", "Электроавтоматика", "Сигнал", Пор?невых колец и др. не выдвинули своих кандидатов. Что, там нет достойных? Просто туда не поступили указания. А имеющиеся на заводах общественные организации - партийные, комсомольские, профсоюзные - служат в основном для выполнения указаний, поступающих сверху. Советы трудовых коллективов также взяты администрацией под свой контроль. Других, независимых общественных организаций, которые могли бы поддержать инициативу масс, на предприятиях нет. Поэтому и получилось, что право трудовых коллективов - выдвигать кандидатов в депутаты - было монополизировано все тем же аппаратом.

В-третьих, горисполком в нару?ение Закона о выборах не давал разре?ения на приведение собраний избирателей по месту жительства для выдвижения кандидатов. Как известно, в Ставрополе были проведены так называемые собрания по месту жительства только после того, как несколько членов ?нициативной группы по созданию Народного Фронта объявили голодовку. ? в то время как аппарат занимался инсценировкой "собраний по месту жительства", делегируя туда надежных людей из трудовых коллективов во главе о. работниками райкомов, в местной печати была организована кампания дезинформации и клеветы против членов инициативной группы. При повторных выборах, несмотря на несколько заявок от избирателей (кстати, не только от членов Народного Фронта), собрания по месту жительства вообще не проводились.

Без сомнения, на выборах в местные Советы аппарат опять постарается взять под свой контроль выдвижение кандидатов в депутаты. Прежняя избирательная практика давала ему в этом неограниченные возможности. Каким будет новый закон о выборах в местные Советы нам, избирателям, станет известно только перед самыми выборами, чтобы мы опять не успели в нем разобраться и, может быть, что-то изменить. А это вновь облегчит аппарату организовать выдвигать угодных ему кандидатов.

Но, видимо, все же закон даст право проводить собрания по месту жительства для выдвижения кандидатов в депутаты. Вот этим правом и надо будет воспользоваться в полной мере. А чтобы горисполком не смог как прежде под разными предлогами отказывать в проведении таких собраний, избирателям нужно организоваться. ? начинать это надо уже сейчас.

Центральным пунктом такой организационной работы должно стать создание общественных избирательных комитетов. Для этого инициативная группа избирателей округа по выборам в районные, городские Советы определяют границы своего округа и созывает собрание жителей, которое и выбирает избирательный комитет. На этом же собрании избираются и представители в избирательный комитет по выборам депутатов в краевой Совет, избирательные комитеты должны состоять из председателя, секретаря и нескольких членов.

Члены избирательных комитетов знакомятся непосредственно с каждым избирателем своего округа, составляют списки избирателей. Они проводят работу по разъяснению населению законов о выборах, разъясняют им необходимость избрания в Совет наиболее достойного представителя округа. После того, как исполкомы Советов опубликуют списки округов, комитеты должны будут уточнять границы округов и составы комитетов. С началом избирательной кампании комитеты активно включаются в ее проведение: проверяют списки избирателей, выявляют наибо¬лее достойные кандидатуры для выдвижения кандидатами в депутаты, знакомят с ними избирателей, собирают собрания для отчета депутатов, срок полномочия которых заканчивается, а также собрания для избрания своих представителей в окружные избирательные комиссии. Затем комитеты собирают собрания по месту жительства для выдвижения кандидатов в депутаты.

Комитеты избирательного округа краевого Совета координируют работу избирательных комитетов районного и городского уровней, образованных на его территории.

После регистрации кандидатов окружными избирательными комиссиями избирательные комитеты организуют их встречи с избирателями, помогают им в организации их выступлений по радио и на телевидении, в печатании предвыборных листовок и плакатов. В это время избирательные комитеты не должны проводить агитацию за какого-либо кандидата в ущерб другим, но каждый член комитета самостоятельно может участвовать в агитации за или против любого кандидата.

П.К. Рабочий завода «Сигнал».