МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Концепция стабилизации межнациональных отно?ений в Ставропольском крае

← к списку статей

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕН?Е 1.1. Преамбула Процесс возрождения национальной жизни на Ставрополье, как и во всей Российской Федерации, является важной составной частью общего процесса формирования гражданского общества, обновления самосознания национальных групп, их стремления к самостоятельному устройству основ общественной жизни. Этот же процесс в условиях экономических трудностей, политической нестабильности вызывает нарастание межэтнических противоречий. ?мея своей первичной целью разорвать путы тоталитаризма и утвердить подлинный федерализм, национальное движение вместе с тем оказалось и дестабилизирующим фактором - с возрастанием национализма появилась настоятельная необходимость в научной, сориентированной на перспективу концепции стабилизации межнациональных отно?ений в крае. Ставрополье - уникальный геополитический регион в России и на Северном Кавказе, расположенный в «розе ветров» межнациональных связей и граничащий с 8 территориально-национальными и территориальными образованиями. Это соединение граней Запада и Востока, края с собственной полиэтнической структурой и с еще более пестрой многонациональностью соседних регионов. Отсюда - дополнительные сложности в выработке жизненно устойчивой концепции. Главная задача - устранение антагонизмов в межнациональных отно?ениях и причин их возникновения. Она направлена на обеспечение условий для свободного, равноправного развития национальных групп и казачества Ставрополья, на утверждение их гражданского достоинства, на развитие этнических культур. Принципы концепции формируют такой алгоритм социально-экономического и политического реформирования края, который был бы одновременно процессом возрождения этнических культур. Концепция национального возрождения народов Ставрополья и их сотрудничества представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на обновление и развитие национальной жизни каждой национальной группы независимо от численности и вклада в экономику и культуру страны, а также на налаживание демократических, равноправных отно?ений между ними. Национальная идея в концепции соотнесена с идеей целостности края и Российской государственности. 1.2. Цели концепции - Обеспечение равных условий для экономического развития, благосостояния национальных групп и развития этнических культур с использованием традиционного трудового опыта и духовных ценностей. - Утверждение приоритета прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности и территории проживания. - Определение сферы деятельности, полномочий и взаимодействия краевых государственных органов и оргструктур национальных групп, казачества. - Достижение и укрепление межнационального согласия и доверия, выявление противоречий в сфере межэтнических взаимодействий и своевременный поиск путей их ре?ения. - Обеспечение ?ирокого участия всех национальных групп и казачества Ставрополья в процессе социально-культурного возрождения с их собственной инициативой и ответственностью. - Участие граждан всех национальностей в процессе проведения реформ в Российской Федерации и Ставропольском крае. 1.3. Основные принципы - Принцип долговременности, благодаря которому обеспечивается преемственность в реализации положений концепции при изменении структуры власти и при законной ее смене. - Динамического равновесия. Концепция - не застыв?ая догма, а открытая система, гибкая тактика и стратегия в зависимости от динамики социальных реалий. Ненасилия, ненавязывания административных методов в ре?ении национальных вопросов. - Неиспользования конфликтных межнациональных ситуаций в меркантильно-политических целях. - Компромисса и консенсуса в разре?ении противоречий. - Равноправия и уважения ко всем без исключения национальным группам, казачеству. - Сопряжения национальных вопросов с экономическими реформами. - Приоритета личности перед любой группой, в том числе национальной. - ?нтеграции национальных идей с общечеловеческими интересами и общегражданскими демократическими ориентирами. 1.4. Правовая основа - Положения Устава ООК - Всеобщая декларация прав человека - Международный пакт о гражданских и политических правах - Хельсинкский заключительный акт - документы по безопасности и сотрудничеству в Европе - Конституция Российской Федерации - Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации - Федеративный договор - Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" - Закон РОФСР "О языках народов РОФСР" - Закон РФ "О реабилитации репрессированных народов" - Закон СССР "Об общественных объединениях" - Закон РФ "Основы правового статуса малочисленных народов РФ" - Текущее законодательство Российской Федерации и нормативные акты краевых органов власти. 1.5. Понятийный аппарат - Понятие нации концепция приближает к международному пониманию как народа, объединяющего несколько или множество народов (национальностей; с общей территорией и другими общими характеристиками: история, культура, язык, религия или с разными типами многоязычной культуры и религий. Организация Объединенных Наций основывается на толковании нации как государства. - Понятие "национальный" как "общегосударственный" пока не прижилось, поэтому используется в значении определения к терминам "национальность", "национальная группа" "этнос". Как синонимичное используется также и определение "этнический". - Понятие "национальная группа" применяется взамен прежних "иерархических" терминов "нация"'народность", "малые народы" и т.д. - Понятие "межнациональные отно?ения" раскрывается в контексте. Оно может обозначать как отно?ения между национальными группами, так и отно?ения между отдельными национально-территориальными образованиями. 1.6. Причины этнической активности и межнациональных противоречий - Морально-психологические последствия распада СССР. - Снижение доверия к органам законодательной и исполнительной власти. - Неконструктивные процессы суверенизации и, как следствие, неуправляемая миграция населения. - Разочарование в недавнем про?лом, ощущение ущербности собственного развития. - Стресс от современной социально-экономической ситуации. - Разру?ение привычных социальных ценностей и стереотипов'. - Реакция на нивелирующую тенденции технической цивилизации и массовой культуры, протест против размывания специфических культурных характеристик. - Усиление напряженности в условиях обострения экологических проблем, подрывающих жизнеобеспечение национальных групп. - Реакция проецирования на русских всех бед и несправедливостей про?лых режимов и превращение русских в некоторых республиках в "национальное мень?инство". - Экстраполяция беженцами и мигрантами традиционных форм общения в новом регионе на взаимоотно?ения с другими народами. - На личностном уровне - демонстрация национального достоинства в неприемлемой для другой национальности форме, стремление ощутить уважение к своей личности и к своему этносу. В этой ситуации этническая и национальная принадлежность выступает как компенсаторный механизм. Этнические и национальные идеи приобретают приоритетное значение в соотнесении с общечеловеческими, общегражданскими ценностями. РАЗДЕЛ 2. ПУТ? ВОЗРОЖДЕН?Я НАЦ?ОНАЛЬНЫХ ГРУПП КАК СТАБ?Л?З?РУЮЩ?Е ФАКТОРЫ 2.1. Основные условия социально-культурного и духовного возрождения национальных групп - Взаимное стремление к реализации подлинного социального равенства, прав и свобод граждан независимо от расы, национальности, языка, отно?ения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям. - Формирование у граждан края культуры межнационального общения. - Учет общности судеб и культур народов края и всего северокавказского региона, исторических связей между ними, развитие и укрепление отно?ений дружбы, добрососедства и культурного сотрудничества, отвечающего интересам всех народов края. - Признание уникальности многовекового культурного наследия национальных групп и казачества. - Взаимное признание и уважение национально-культурной, языковой и религиозной самобытности, юридического права на ее сохранение, исключающее культурный изоляционизм и национальный нигилизм. - Развитие современной профессиональной культуры национальных групп. - Деятельность системы образования и социокультурной сферы (музеев, библиотек, обществ, клубов, средств массовой информации) по ре?ению социокультурных проблем возрождения национальных групп. - Обеспечение для национальных групп и казачества потребностей в высоком стандарте образования, реализация альтернативной системы образования - на частно-общинной основе, через развитие сети воскресных ?кол, кружков и т.п. - Организация взаимодействия государственных органов с национально-культурными объединениями, творческими союзами, культурологическими, экологическими и другими ассоциациями, способными выразить социокультурные интересы национальных групп, мобилизовать усилия на их поэтапную реализацию. - Превентивная работа по созданию кафедры языков и словесности национальных групп края при Ставропольском пединституте (под эгидой создаваемого ?нститута языков народов России и ?нститута Кавказа). Привлечение научных сил края для написания экспериментальных учебников по истории и этногеографии Ставрополья. - Формирование чувства национального и общероссийского патриотизма на основе исторической роли каждого этноса, его вклада в культуру человечества и общности исторических судеб народов Российской Федерации. - Сотрудничество с религиозными объединениями и служителями культа, вступающими за путь согласия между национальными группами. - Мобилизация всех средств массовой коммуникации, формирующих массовое сознание, на преодоление отчужденности между национальными группами. РАЗДЕЛ 3. РАЗРАБОТКА СПЕЦ?АЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВОЗРОЖДЕН?Я НАЦ?ОНАЛЬНЫХ ГРУПП ? КАЗАЧЕСТВА СТАВРОПОЛЬЯ Национальное возрождение народов Ставрополья, как и всей России, возможно ли?ь при условии создания социально-ориентированной эффективной хозяйственной системы, которая может обеспечить их благосостояние. При этом равноправно функционируют все формы собственности и реализуется свобода предпринимательства. В Ставропольском крае в отдаленных районах с компактным проживанием национальных групп (ногайцев, туркменов) до сих пор существует неразвитая инфраструктура. Зачастую она сочетается с моноструктурой производства (преимущественно определенного вида сельскохозяйственной деятельности). Необходимы срочные меры помощи в переходе к рынку и меры по социальной защите населения, по снижению прессинга со стороны мигрирующего населения иных национальностей из сопредельных республик Северного Кавказа. Таковыми мерами могут стать специальные программы возрождения национальных групп и казачества, предусматривающие: - разработку механизмов реализации федеральных и краевых правовых актов в отно?ении национальных групп и казачества: - пути возрождения ставропольских ногайцев как этноса, оказав?егося разделенным по различным республикам и краям; - совер?енствование нормативных документов, обеспечивающих функционирование казачьих обществ в правовой, политической, экономической и социальной сферах. РАЗДЕЛ 4. ПУТ? ? СРЕДСТВА РЕАЛ?ЗАЦ?? КОНЦЕПЦ?? 4.1. Разграничение сфер деятельности государственной власти и национальных групп 4.1.1. Сферы деятельности преимущественно государственной власти - Обеспечение прав человека в соответствии с международными нормами. - Формирование на территории края единого экономического пространства, единой энергетической и транспортной системы, создание краевой системы экологической безопасности. - Ранение вопросов административно-территориального устройства края. - Регулирование миграционных процессов на Ставрополье. - Ре?ение вопросов государственной безопасности и вооруженных сил. - Обеспечение соблюдения законности, охраны правопорядка, борьбы с преступностью. - Формирование на территории края единого информационного пространства. 4.1.2. Сферы совместной деятельности - Сотрудничество с регионами России, ближним и дальним зарубежьем (национальные группы - через своих представителей, предпринимателей, культурных деятелей - в рамках Закона). - Охрана окружающей среды, перенос экологически вредных объектов, перестройка их технологии. Организация и осуществление помощи неимущим слоям населения. - Охрана правопорядка (в рамках Закона Российской Федерации). - Подготовка предложений о возрождении национальных групп для общеэкономической программы края. - Возрождение и развитие национальных культур. - Организация национальных ?кол и преподавание родного языка - Подготовка предложений по организации местного самоуправления. 4.1.3. Сфера деятельности преимущественно национальных групп - Внутренняя организация жизнедеятельности национальных групп через систему общественных организаций. - Культурно-психологическое и духовно-нравственное обеспечение этнического самосознания (народное право, традиции, праздники и обряды, семейное воспитание, общественная мораль). - Отправление религиозных культов. - Возрождение и развитие национального искусства. - Работа по профилактике правонару?ений. 4.1.4. Координация деятельности национальных групп Координацию осуществляет комитет по делам национальностей администрации Ставропольского края. В дальней?ем эта функция будет распространена и на общественные представительные органы, в которых национальные группы взаимодействуют через своих представителей. В компетенции органов государственной власти - обеспечение этих контактов. - Создание при администрации края Этнического Совета из представителей национально-культурных общественных организаций, казачества, через который осуществляется связь с этими объединениями и их взаимосвязи. - Обмен информацией и взаимодействие национальных групп, казачества через Этнический Совет. - Формирование совместных межнациональных рабочих групп, согласительных комиссий, временных творческих коллективов для ре?ения безотлагательных проблем. - Создание Этнических Советов (комиссий по делам национальностей) при районных, городских, сельских и поселковых администрациях. - ?спользование инициативы национальных групп, казачества по гармонизации межнациональных отно?ений в средствах массовой информации, в их собственных изданиях. - Поощрение самостоятельной экономической деятельности, спонсорства, благотворительных фондов, новых форм хозяйствования в национальных группах, в казачьих обществах. 4. 1.5. Организация договорного процесса Стабилизация межнациональных взаимоотно?ений в пределах Ставропольского края невозможна без согласованных действий со структурами власти, общественно-политическими организациями, творческими союзами и другими объединениями сопредельных республик Северного Кавказа. Реализуя став?ий необходимым процесс заключения договоров между субъектами федерации, необходимо предусмотреть пункты о защите прав человека независимо от национальной и религиозной принадлежности. Договоры должны предусматривать возможность создания совместных комиссий для разре?ения конфликтных ситуаций, включающих национальный аспект. Реализация договоров в области культурного, научного обмена, социальной защиты должна способствовать преодолению складывающегося своеобразного изоляционизма, возник?его в результате суверенизации. РАЗДЕЛ 5. ПУТ? ГАРМОН?ЗАЦ?? МЕЖНАЦ?ОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕН?Й 5.1. Регулирование потоков миграции в Ставропольском крае - Разработка и осуществление органами государственной власти Ставропольского края самостоятельной миграционной политики на основании федерального законодательства. - Функционирование краевой миграционной службы. - ?зучение социально-экономической и этнодемографической обстановки в крае с целью разработки миграционных квот и порайонной дифференциации возможностей размещения и закрепления мигрантов. - Работа по предотвращению интенсивных, массовых миграций путем заключения договоров с соседними территориями. - ?зучение возможностей инфраструктур населенных пунктов края в условиях миграционных процессов. 5.1.1. Обеспечение программы регулирования миграции финансированием - Разработка программы - за счет определенной части налогов, отчисляемых краем в республиканский бюджет, - Привлечение средств из республиканского и краевого бюджетов для реализации краевой программы "Миграция". - Отчисления из бюджетов регионов и республик, заинтересованных в проживании их граждан на территории Ставропольского края. - Компенсации из республик и регионов, инициирующих миграцию. - Добровольные пожертвования от лиц, проживающих на Ставрополье, в России и за рубежом. 5.2. Пути прогнозирования, предотвращения и разре?ения межнациональных конфликтов - Обеспечение мониторингов в области состояния и динамики межнациональных конфликтов. - Разработка научной концепции межнационального конфликта и его вариационных моделей применительно к специфике Северного Кавказа и Ставрополья (с привлечением научных сил края, региона. Российской Федерации). - Перевод начав?ихся межнациональных конфликтов в конструктивные, конституционные рамки, умень?ение агрессивности, недопущение открытых столкновений и человеческих жертв. - определение индикаторов межэтнического напряжения, выявление зоны конфликта - по данным социально-прогностических научных центров и информационных отслеживающих пунктов. - Привлечение в примирении третьей стороны, пользующейся уважением обеих сторон ("третейского суда", Этнических Советов, согласительных комиссий, религиозных деятелей и т.д.). - Рас?ирение и совер?енствование нормативно-правовой базы с активизацией деятельности краевой Государственной Думы и администрации края и использованием народной дипломатии, общественных формирований (как внутри края, так и за его пределами). - Содействие работе общественных организаций, в уставных документах которых заложены пункты по улуч?ению и стабилизации межнациональных отно?ений. - Оперативное реагирование на начав?ийся конфликт с комплексным привлечением государственных структур и общественных объединений. - Формирование специальной компетентной группы быстрого реагирования, мобильной и находящейся в постоянной готовности прибыть на место конфликта (включает в себя юристов, представителей краевой и местной администрации, общественных объединений, миротворцев служителей культа, ученых-социопсихологов, уважаемых людей со всех конфликтующих сторон, подготовленных посредников из представителей национально-культурных обществ). - Создание на территории Ставропольского края Центра миротворческой инициативы со специальным курсом подготовки посредников-конфликтологов. - Сглаживание информрелиза о начав?емся конфликте. - Формирование общественного мнения о необходимости стабилизации межнациональных отно?ений как жизненно важной задаче каждого гражданина, жителя Ставропольского края. РАЗДЕЛ 6. ?НФОРМАЦ?ОННО-АНАЛ?Т?ЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕН?Е Постоянное накопление и системный анализ социологической, статистической и иной информации о жизни национальных групп Ставрополья является постоянной научно-теоретической и фактологической основой успе?ной реализации и корректировки концепции. Оперативной информации по краю явно не достаточно для реальной оценки ситуации, поэтому необходима единая система обмена информацией на Северном Кавказе. 6.1 Междисциплинарный подход - Привлечение к этнологическим и национально-коммуникативным исследованиям ученых края и Северного Кавказа (этнологов, демографов, социопсихологов, экономистов, культурологов и др.). - Комплексное применение специальных методов и концепций различных наук, интеграция полученных результатов в рамках единой методологии. - Оценка на междисциплинарной основе различных межэтнических ситуаций, внесение корректив в ранее принятые ре?ения, прогнозирование межнациональных отно?ений. 6.2. ?сследовательский комплекс - Периодическое проведение прикладных социологических исследований, в т.ч. мониторингов межнациональных отно?ений. - Статистическая обработка данных и выявление динамики процесса стабилизации межнациональных отно?ений. - Формирование банка данных. - Создание регионального СевероКавказского информационно-аналитического координационного центра для регулярного сбора стандартизированной информации, проведения мониторингов, анализа специальной литературы и периодики. - Разработка новых аналитических программ на базе Концепции по отдельным направлениям. РАЗДЕЛ 7. ОБЕСПЕЧЕН?Е ВЫПОЛНЕН?Я КОНЦЕПЦ?? Для реализации краевой концепции в администрации края необходимо предусмотреть структуру, включающую информационно-аналитическую службу, отдел по работе с казачеством и национальными группами, миграционную службу, группу по обеспечению договорного процесса. 7.1. Участие структур администрации края в выполнении концепции К выполнению соответствующих задач привлекаются следующие структуры администрации Ставропольского края: Департаменты: социальных проблем; предпринимательства, межрегиональных и вне?неэкономических связей; экономики; промы?ленности, транспорта и связи. Отделы: по вопросам казачества; по вопросам семьи, материнства и детства. Управления: социальной защиты населения; здравоохранения; печати и массовой информации; образования; труда и занятости населения; финансовое; сельского хозяйства; юстиции. Комитеты: по труду: по культуре; по земельным ресурсам и землеустройству; по управлению имуществом. Краевая миграционная служба. ?НФОРМАЦ?ОННАЯ КАРТА (рубрикатор) Данные социологических (этносоциологических, культурологических, социально-демографических и др.) исследований дополняются целенаправленным сбором количественной и качественной информации. Создается информационная карта (рубрикатор необходимой для анализа информации), в которой выделяются следующие рубрики: - Картотека и тексты: Законов РФ по национальным вопросам: постановлений и ре?ений администрации края и краевой Госдумы; законодательной документации смежных регионов; - Блок данных о Программах стабилизации межнациональных отно?ений в сопредельных регионах Северного Кавказа. ?х основные ценностные ориентации, иерархическая организация национальных цен¬ностей, степень притязаний. Этапность, пути и средства реализации поставленных задач. - Блок персоналий: наиболее активные и влиятельные представители властных структур в области межнациональных отно?ений, национальные идеологи, национальный состав депутатского корпуса в северокавказских республиках и в ВС РФ, члены комиссий по национальным вопросам. ?х позиции и концепции в области межнациональных отно?ений. - Блок данных по межнациональным контактам (межнациональные структуры, программы, связи по основным направлениям общественной жизни, взаимообмен опытом). - ?нформация об общественно-политических и религиозных объединениях на Ставрополье и Северном Кавказе (национальные партии, движения, центры и другие объединения. справки о численности и составе, принципы деятельности, идеология, программы и позиции по национальным вопросам). - Национально-культурная информация (национально-культурные общества и их деятельность, национальные издания, творческие союзы, развитие народных ремесел, искусства, текущая статистика). - Учет конкретных согла?ений по реализации договорного процесса. Проект Концепции разработан комитетом по делам национальностей Администрации Ставропольского края. Председатель комитета – С.Попов. Ставрополь, 1994 г.