МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Комплексная программа развития этносов (народов) Ставропольского края на 1996 год.

← к списку статей

Пояснительная записка

1.Понятийный аппарат.

Понятие нация программа приближает к устояв?емуся международному пониманию как населению государственного образования, объединяющего несколько народов (этносов). (В Российской Федерации нация - россияне).

Понятие этнос (народ) или субэтнос - группа людей, исторически объединенных едиными устойчивыми стереотипами поведения в различных сферах жизни: языку, религии, экономике и т.д.

На основе самобытности указанных стереотипов поведения происходит самоидентификация отдельных людей в принадлежность к какому-либо народу (этносу).

2. Программа разработана на основе:

- Конституции Российской Федерации (декабрь 93г.),

- Устава (Основного закона) Ставропольского края,

- Концепции государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации (М, 1992), одобренной Советом национальностей ВС РФ;

- проектов документов по проведению национальной политики в РФ, одобренных Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ (1995) ,

- проекта концепции стабилизации межэтнических отно?ений в Ставропольском крае,

- ряда Законов РФ и нормативных актов, затрагивающих национальные отно?ения (о национально-культурной автономии, о коренных и малочисленных народах, об основах местного самоуправления, о реабилитации репрессированных народов и казачества, об общественных организациях и т.д.).

3. Национально-культурные особенности Ставропольского края.

Программа разработана с учетом специфики Ставропольского края, имеющего административные границы практически со всеми расположенными на Северном Кавказе субъектами Российской Федерации»

В Ставропольском крае исторически сформировалось дисперсно-компактное расселение многих этносов и современных мигрантов России (диаспоры), имеющих самостоятельную культуру, язык, религию, традиции и т.д., В целом ими осознано единство исторических судеб людей, проживающих в России при сохранении самобытности каждого этноса.

Современные национально-культурные особенности края определены рядом Факторов, действовав?их в дореволюционный, советский и постсоветский период.

В советский период проблемы сохранения и развития этнических культур, гармонизации межэтнических отно?ений на территориях полиэтнических областей не рассматривались как приоритетные, так как политика, была направлена на нивелирование этнических особенностей при формировании нового "советского народа", заменой этнических стереотипов поведения вненациональными. Традиционная культура - это основной механизм адаптации человека, идентифицировав?его себя с каким-либо этносом к изменению окружающей среды и общества. Культура предков является охранителем нравственности, которая выражается в этнокультурных и этносоциальных стереотипах поведения.

Разру?ение этнической культуры повлекло за собой:

- пренебрежение историей народа в отличие от истории государств и личностей;

- изменение стереотипов отно?ений к предкам, что прервало связь поколений, то есть этнокультурную память;

- утратились исторически сложив?иеся традиции рациональных отно?ений человека, этносов с природной средой, что стало источником малых и боль?их экологических катастроф;

- разру?ились традиционные этнические системы воспитания и образования молодежи, в том числе и в семье.

Психологические особенности этносов России практически не учитывались при формировании политики в любой сфере жизни, при принятии законодательных и нормативных актов, конкретных управленческих ре?ений.

В советское время в целом нару?ился естественный ход модернизации и адаптации этнических культур к изменяющейся социально-экономической обстановке в стране. В настоящее время люди стар?его поколения (70-80 лет) в какой-то мере сохраняют особен¬ность самосознания, культуры и трудовых навыков своих этносов. Поколение 30- 40 -летних в боль?инстве своем утеряли знание родного языка, плохо представляют историю своего этноса, утратили традиции и обряды. Практически это поколение с трудом сможет воспринять ценности традиционной культуры.

Степень утраты этнокультурных характеристик у народов, населяющих край, различна: от почти полностью утерянной культуры и языка (боль?инство немцев, поляков, греков, армян) до значительного сохранения традиционного уклада жизни и языка (ногайцы, многие туркмены, даргинцы). Особое внимание необходимо уделить русскому этносу, как наиболее многочисленному, а также играющему интернациональную роль для всех этносов края.

Определенную окраску этнокультурной и этносоциальной картине на территории края придает значительное число армян и возрождающегося казачества, а также мигрантов из зон вооруженных конфликтов на Кавказе.

В последние годы значительную роль в межэтнических отно?ениях и в возрождении самобытности народов начинает играть религиозное мировоззрение. Однако, наряду с возрождением конфессий, традиционных для края и давно выработав?их механизм сосуществования на одной территории — православия, ислама и ряда протестантских, активизируются религиозные группы различных толков, в том числе ранее неизвестных в крае, включая и экстремистские,

4. Современные условия формирования комплексной программы развития народов края.

В современной России утрата привычных идеологических стереотипов и разру?ение механизмов, позволяв?их административно-командной системе обеспечивать преемственность советских стереотипов поведения, привела к небывалому росту интереса и внимания к традиционной культуре от содержимого бабу?киных сундуков до массированного внедрения религиозности. При этом ослабленный механизм традиционной культуры не справляется с отбором и нравственной оценкой происходящих процессов, что затрудняет поиск частью населения ценностных ориентиров.

В этой ситуации этносы пытаются противодействовать лавино¬образному нарастанию деструктивных процессов. Рост этнического эгоизма и национального сепаратизма, возникновение новой модели самоидентификации - по национальному и религиозному признакам в первую очередь - становятся реальной угрозой не только традиционной культуре этносов, но историко-культурному наследию и исто¬рическим перспективам региона.

?деологический вакуум может быть замещен националистической идеей, которая пока еще не на?ла своей социальной ни?и.

Сейчас необходимо осознать, что в регионах России, и Ставропольском крае в том числе, регулирование взаимоотно?ений этносов невозможно вернуть в дореволюционный период. Советский народ как общность не оформился, как национальное образование не состоялся, но отказ от осознания регионального и общероссийского единства - это отказ от мировых тенденций и угроза стабильности этнополитической ситуации в регионе. Это другая крайность в отличие от подавления национального своеобразия во имя искусственных идей и установок.

Равноправное развитие этносов возможно только в условиях полной духовной свободы, сохранения этнокультурного разнообразия, полиморфности общественной системы в этом отно?ении. Только при этом возможно определить общую картину современного состояния народов, и обеспечить естественное их развитие через:

ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛ?Т?КУ - возрождение как долговременная система государственных мер в сфере образования, воспитания и др ; целенаправленный процесс, обеспечивающий создание системы технологий образования, приобретения квалификации, обеспечения финансовой и материальной базы возрождения и т.п; программа экстренных мер спасения тех элементов традиционной культуры, которые обеспечивают разнообразие, но находятся уже на грани исчезновения. Государственная политика должна гарантировать невозможность очередных административно-командных подмен традиционных обычаев, норм духовной жизни новой искусственной символикой и стимулировать появление новых направлений, развивающих традиционную культуру;

создание условий для САМО?ДЕНТНФ?КАЦ?? - индивидуализация, осознание себя через национальное; возрождение этничности, обеспеченное государственной политикой; стремление новых социальных групп и структур приобрести целостность через усвоение психологического этнокультурного облика в противовес националистической идее; рост интереса к историческому про?лому;

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТ?ПЫ - формируемые путем институализации национальных ценностей; традиционных ценностных ориентиров, сохранив?ихся в скрытой форме; общечеловеческого, заложенного в традиционных воспитательных, религиозно-моральных, этических системах; через ?ирокий показ возрождающегося национального в сфере духовной и материальной культуры; деятельности специалистов и практиков в сфере культуры и образования в этом направлении;

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ориентированную на людей всех возрастов и, особенно, женщин (одновременно более активных носителей и традиционной культуры, и национальной идеи) — оживление неуправляемой неофициальной народной культуры, наполняющей смыслом внутреннюю жизнь народов; обеспечение доступности традиционной культуры, выбора этнической основы восприятия, поля возрождения традиционной культуры; введение в жизнь преобразованных образцов народной культуры в быту, в архитектуре и т.п. - актуализация духовного и материального наследия; дифференцированное востребование наследия.

Таким образом, главная цель комплексной программы развития этносов России на территории Ставропольского края - обеспечение равных возможностей формирования самосознания каждого этноса при сохранении осознания единства исторических судеб и перспектив этносов Северного Кавказа и России и стабильности межэтнических отно?ений.

5. Проблемы Формирования и реализации комплексной программы развития этносов (народов) Ставропольского края

Отсутствие внимания к этнокультурным особенностям многонациональных регионов России на протяжении советского периода породило ряд серьезных проблем, осложняющих формирование и реализацию комплексной программы развития.

ОРГАН?ЗАЦ?ОННЫЕ СТРУКТУРЫ. Национально-культурные центры как общественные объединения, возник?ие в условиях новой политической реальности, ставят своей задачей национально-культурное возрождение конкретных народов, проживающих на территории края. ?менно эти организации призваны выявить реальные возможности и запросы этнических групп и народов в национально-культурном развитии, могут стать основным механизмом реализации программы.

МАТЕР?АЛЬНО-ТЕХН?ЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕН?Е. В крае отсутствует необходимая для национально-культурного развития материально-техническая база: техника, обеспечивающая издание учебников, пособий, художественной и научно-популярной литературы на языках народов области; компьютерное оснащение и обеспечение средствами оперативной связи для создания центра аналитических этносоциологических исследований и службы экспресс-информации для административно-управленческих структур и органов власти. Неравенство социально-экономических возможностей республик, краев, областей в составе России не позволяет обеспечить финансирование программы этнокультурного развития хотя бы равное финансированию в национальных республиках при крайней необходимости значительного боль?его вложения средств в многонациональных регионах, в Ставропольском крае, в частности.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕН?Е. Принятые в настоящее время законы Российской Федерации не обеспечивают в необходимой мере этнокультурное развитие народов России в регионах.

Отсутствие соответствующих новым реальностям законов об охране историко-культурного наследия не позволяют организовать и обеспечить сохранность историко-культурной среды формирования личности и этносов, естественную трансформацию и воспроизводство системы материальных и духовных ценностей этносов России, воссоздать поле взаимодействия традиций и культур.

Принятые постановления и указы о репрессированных народах, о малочисленных народах практически неприменимы в многонациональных регионах; в Ставропольском крае есть различной численности этнические группы, представляющие народы не только не малочисленные, но и имеющие в боль?инстве случаев свою государственность. Однако разница социально-экономических и этнокультурных возможностей для этих этнических групп в Ставропольском крае и в национально-государственных образованиях провоцирует этноэгоистические устремления и отрицательные ответные реакции на них остального населения края.

Многонациональные регионы России отличаются исторически сформировав?ейся здесь атмосферой национальной и религиозной терпимости, что делает их привлекательными для мигрантов из зон вооруженных конфликтов и государств - быв?их республик СССР. Отсутствие законодательной базы, обеспечивающей сбалансированность интересов и равную защиту прав постоянного населения этих регионов и мигрантов, также может негативно отразиться на процессах этнокультурного развития народов России. Это длительный процесс, темпы которого зависят от современного состояния этносов и социально—экономического положения на конкретных территориям.

Современное состояние научного, кадрового, материально-технического и организационного обеспечения этнокультурного развития в Ставропольском крае не позволяет жестко структурировать программу и рассчитать сроки ее реализации, поэтому программа детализируется поэтапно по мере изменения условий и наращивания базы ее реализации.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕН?Я КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВ?Т?Я ЭТНОСОВ (НАРОДОВ) СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ на 1996 год.

1. ВОССТАНОВЛЕН?Е ?СТОР?КО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦ?АЛА КРАЯ как среды формирования механизмов и моделей этносоциокультурной самоидентификации личности и народов.

Национально-культурное возрождение возможно только в том случае, когда будет восстановлено этническое и Функции традиционной культуры как этнокультурного механизма адаптации личности, социальных групп и народов к изменению социальной и природной среды. Этническое самосознание может формироваться только в определенной этнокультурной среде, развивающейся на основе исторической памяти путем естественного отбора новаций и последующей модернизации самой этнокультурной среды,

1.1.Выявление, изучение и анализ историко-культурного наследия народов края:

организация и проведение этнологических экспедиций для выявления и фиксации исторических национальных сел; традиционных видов деятельности, промыслов и ремесел; образцов материальной и духовной культуры;

изучение этнической истории народов края, истории духовенства, религиозных конфессий и групп; составление ретроспективной этнической карты области и изучение динамики изменения этнического состава края,

разработка рекомендаций и проектов возрождения, сохранения и использования историко-культурного наследия,

1.2. Сохранение ценностей традиционной культуры и историко-культурного наследия народов края;

реставрация, реконструкция, в необходимых случаях — воссоздание объектов историко-культурного наследия;

восстановление (реставрация) историческим национальным сел и на их базе - традиционных видов деятельности, промыслов и ремесел;

организация в музее экспозиций по этнографии и традиционной культуре народ о в края с фоно- и видеотеками, библиотекой национальных литератур и филиалами - музейными комплексами под открытым небом;

поддержка существующих и формирование эталонных творческих коллективов для сохранения фольклора, танцевально-хореографического искусства, обрядов и традиционных праздников, национальных видов спорта, народов края?

1.3. Актуализация, возвращение в жизнь и использование в социально-экономическом развитии края историко-культурного наследия и ценностей традиционной культуры.

2.ФОРМ?РОВАН?Е РЕГ?ОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ С?СТЕМЫ как основного механизма национально-культурного развития.

Наиболее реальная и эффективная возможность восстановления механизмов формирования устойчивых этнокультурных стереотипов поведения сохраняется на пути восстановления исторической памяти напрямую от поколения бабу?ек-деду?ек к поколениям внуков и правнуков. Сложность заключается в том, что в современной жизни практически утрачены традиции совместного проживания бабу?ек и внуков, поэтому основным каналом передачи традиционной культуры становится государственная система образования и воспитания.

Система образования и воспитания в Ставропольском крае слабо подготовлена к ре?ению поставленной задачи. В последние годы в ряде ?кол и до?кольных учреждений, особенно в учреждениях нового типа - колледжах, лицеях и т.п. введены курсы, факультативы по этнографии, отечествоведению, по народным ремеслам и промыслам и т.д. Однако эти новации не обеспечены обоснованной программой подлинно гуманитарного образования, системной и комплексной основой учебных планов и направлений деятельности, научно-исследовательской и учебно-методической базой, необходимыми наглядными пособиями. Следовательно, основными задачами являются

2.1. Систематизация и обобщение:

опыта работы до?кольных, вне?кольных учреждений и отдельных коллективов, ?кол, училищ и вузов по освоению традиционной культуры и историко-культурного наследия народов области;

опыта воспитательной работы по формированию этнических стереотипов поведения, укреплению работы по формированию этнических стереотипов поведения, укреплению традиционного семейного воспитания и общения, организации досуга.

2.2. Кадровое обеспечение:

организация единой краевой системы повы?ения квалификации преподавателей ?кол, руководителей кружков, факультативов, студий и др., культработников, руководителей национально-культурных центров для изучения содержания и методики преподавания и использования в практической работе традиционной культуры, историко-культурного наследия, этнопсихологических особенностей различных народов, освоения приемов разре?ения межнациональных конфликтов и т.п.;

скоординированное открытие кафедр, лабораторий и специализаций в училищах и вузах для подготовки специалистов в области изучения и преподавания языка, традиционной культуры народов Северного Кавказа и России, этнографов, фольклористов, религиоведов, мастеров декоративно - прикладного искусства;

привлечение специалистов из республик России для работы в системе среднего и выс?его образования и повы?ения квалификации работников сферы образования и культуры.

2.3 Учебно-методическое обеспечение:

разработка и внедрение авторских образовательных программ и спецкурсов, научно-методических и наглядных пособий и материалов к ним;

разработка и издание оригинальных учебных пособий, учебников и других материалов для общеобразовательных русскоязычных ?кол, национальных ?кол, классов и групп, обеспечивающих интеграцию этнологических знаний в программы всех учебных циклов и компонентов в необходимых и естественных объемах;

использование учебной, научной и методической литературы, издаваемой в республиках России, в учебном процессе.

3.ФОРМ?РОВАН?Е ЕД?НОГО ?НФОРМАЦ?ОННОГО ПРОСТРАНСТВА как условия функционирования и активизации механизмов этнокультурного возрождения.

В крае национализм находит питательную среду в наименее информированных (в этнологическом отно?ении) слоях населения - студенты, неквалифицированные служащие, военнослужащие (34-37%); люди, не имеющие выс?его образования. Боль?инство национальных конфликтов возникают в ситуации отсутствия, фальсификации или произвольного истолкования объективных научных знаний о народах-соседях. Поэтому качественное единое информационное пространство является обязательным условием национально-культурного возрождения.

В условиях Ставропольского края информационное пространство необходимо создавать на нескольких уровнях,

3.1. Этнологический всеобуч населения:

осуществление в средствах массовой информации пропаганды знаний об истории, культуре, этнопсихологических особенностях, обычаях и традициях народов края; информирование о событиях в жизни родственных этническим группам области республик;

издание научно-популярной и художественной литературы и популярных историко-краеведческих журналов для детей и взрослых на языках народов области (синхронные дву- и полиязычные тексты), газет на родных языках;

Формирование в библиотеках (в первую очередь - детских) фондов литературы на языках народов края.

3.2. Организация взаимодействия и взаимоинформирования специалистов;

проведение областных, региональных, российских и международных рабочих совещаний, научных конференций и встреч по проблемам национально-культурного возрождения народов России;

обмен результатами исследований и научной литературой, выпуск региональных межвузовских сборников и монографий;

организация совместных полевых, аналитических и прикладных исследований специалистов области, родственных республик и общероссийских научно - исследовательских институтов и фондов.

3.3. Организация информационных систем:

создание и развитие единого областного информационного банка данных о составе историко-культурного наследия, ценностях традиционной культуры народов края;

сбор и анализ информации о национально - культурных, историко-культурных учреждениях, объединениях и общественных организациях ;

создание информационного банка данных о специалистах, научно-исследовательских группах и коллективах, разрабатывающих вопросы и проблемы национально-культурного развития народов Северного Кавказа и России;

включение в международные информационные системы, имеющие значение для реализации программы национально-культурного возрождения,

4. ПРОГНОЗ?РОВАН?Е ЭТНОПОЛ?Т?ЧЕСК?Х, ЭТНОСОЦ?АЛЬНЫХ ? ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ как гарантия этнокультурного развития народов края.

Осуществление государственной национальной политики должно опираться на знание этнополитической, этносоциальной и этнокультурной ситуации на конкретных территориях. В настоящее время для Ставропольского края это знание носит эмпирический характер. Со¬ответственно, возможны о?ибки в оценке ситуации и как результат - о?ибочные действия, игнорирование скрытых факторов, обесценивание результатов усилий, направленных на этнокультурное развитие и даже возникновение отрицательных результатов и негативных последствий недостаточно продуманных и обоснованных действий и т.п.

4.1. Мониторинг этнической среды и межэтнических отно?ений: исследования общественного сознания и регулярные замеры общественного мнения по проблемам национальной политики, межнациональных отно?ений, национально-культурного возрождения;

определение миграционных установок, мас?табов, динамики, темпов и направления миграции;

контроль за качественными и количественными изменениями этнического состава населения края, этносоциальными и этнодемографическими процессами;

изучение изменений соотно?ения этнокультурных и национально-политических запросов и активности этнических групп;

исследования динамики религиозности населения края;

разработка рекомендаций и мер предотвращения возникновения межэтнической напряженности в крае.

4.2. Служба экспресс-информации об изменениях этнополитической и этнокультурной ситуации в области:

обеспечение органов власти, национально-культурных центров, учреждений культуры и образования информацией об изменениях этнической среды и межэтнических отно?ений; определение эффективности мероприятий в рамках программы национально-культурного возрождения - праздников, передач радио и телевидения, учебных программ и т.п.

5. ОРГАН?ЗАЦ?Я ? МАТЕР?АЛЬНО-ТЕХН?ЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕН?Е нацио¬нально-культурного развития народов края.

Все усилия специалистов и активистов национально-культурных

центров как субъектов: осуществления национально-культурного развития народов России будут малоэффективны без соответствующих организационных форм и материально-технической базы реализации комплексной программы развития этносов (народов) Ставропольского края.

5.1 Формирование организационных структур:

создание подразделений в органах исполнительной и законодательной власти области и сельских районов для осуществления государственной национальной политики;

создание организаций типа фонда поддержки народных мастеров, общества возрождения родных языков и др. для реализации конкретных направлений программы национально-культурного возрождения.

5.2. Формирование и укрепление материально-технической базы;

насыщение всех организационных и научно-исследовательских подразделений и структур, осуществляющих программу национально-технического развития, компьютерной техникой, средствами оперативной связи, необходимыми программными продуктами и информационными технологиями;

обеспечение необходимой техникой и дополнительным финанси¬рованием теле- и радиовещательных студий, редакции национальных газет;

обеспечение ?кол, училищ, техникумов, вузов, до?кольных и вне?кольных учреждений помещениями, техникой и новей?ими технологиями для развития национальных образовательных систем и качественной подготовки кадров.

Комплексная программа развития этносов народов) Ставропольского края при условии ее реализации будет иметь долговременный позитивный социально-культурный и социально-политический эффект не только для края, но и в целом для Северного Кавказа, который выразится в стабилизации и гармонизации межнациональных отно?ений, в повы?ении общей культуры взаимодействия с природной средой и т.п. Это будет иметь и определенный экономический эффект, однако положительное воздействие на экономику данная программа может оказать только опосредованно и в отдаленной перспективе, что необходимо четко осознавать, приступая к ее реализации.

Культура есть способ существования общества, и поэтому никакие попытки социально-экономического возрождения России невозможны вне и до национально-культурного развития ее народов. Поэтому затраты на реализацию программы должны соответствовать потребностям конкретных территорий вне зависимости от сегодня?них экономических и финансовых трудностей.

Реализация комплексной программы развития этносов (народов) Ставропольского края осуществляется поэтапно, с ежегодным внесением корректив и уточнений согласно плану реализации.

Председатель комитета по делам национальностей Администрации Ставропольского края С.?.Попов