МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Северный Кавказ еще открыт для диалога

← к списку статей

«5 дней», № 31, октябрь 1992 года

Обсуждению ситуации в Северокавказском регионе была посвящена встреча в Пятигорске руководителей представительной и исполнительной властей республик, краев и Ростовской области. О ее результатах корреспондент «5» попросил рассказать участника совещания заместителя главы администрации Ставропольского края Василия КРАСУЛЮ.

- Василий Александрович, из предложенных для обсуждения участникам встречи проектов документов наиболее дискуссионным оказалось обращение к Верховным Советам республик, краевым и областному Советам народных депутатов региона. ?дея создания Северокавказской ассамблеи, заложенная в нем и получив?ая горячую поддержку председателя Совета Национальностей ВС Российской Федерации Рамазана Абдулатипова, не была одобрена боль?инством. В ней усмотрели альтернативу Конфедерации народов Кавказа, способную поднять ее авторитет. Возможные рекомендации ассамблеи восприняли, как угрозу стабильности в республиках… Вы оказались среди тех, кто высказывался за ассамблею.

- Ассамблея задумана как своеобразный трехпалатный парламент, объединяющий представительную, исполнительную власти и общественные движения и партии Северного Кавказа. Она позволит не в одиночку, а совместно ре?ать характерные проблемы региона с учетом всего спектра факторов.

Пока этого нет, мы вынуждены действовать вслепую, часто ломая голову над схожими задачами, на основе ограниченной информации. Причем представительная власть нередко пытается осуществить свой вариант, исполнительная - свой, а национальное движение - свой. Разногасия, неготовность к конструктивному диалогу обострили до предела и без того опасную ситуацию в напичканном оружием регионе. Меня удивляет стремление некоторых лидеров не замечать происходящего вокруг, воспринимать митинговые страсти в Нальчике как события на другом континенте. Надежда на силовой, военный аргумент при разре?ении подобных споров иллюзорна. Он не устраняет, а, скорее, ужесточает конфликт. Поэтому диалог необходим. Предложения ассамблеи не несли бы обязательного для исполнения характера. Это была бы организация, созданная на основе закона с целью сотрудничества с властями, квалифицированной помощи им. ? пусть она рассматривается желающими как альтернатива Конфедерации народов Кавказа., претендующей на новое государственное образование.

- Лидеры республик усомнились в самой возможности участия в диалоге представителей всех общественных движений, которых в одной Северной Осети, к примеру, около 60. А некоторые сочли невозможным соседство за одним переговорным столом казака и горца, поскольку, дескать, заботы у них чересчур разные.

- Что касается представительства движений в ассамблее, то тут вопрос, действительно, есть. Но он совсем не главный. ? к тому же ре?аемый. Скажем, можно договориться о единых квотах от каждой республики, от края. Малочисленные движения и партии пусть объединяются, вступают в блоки, чтобы направить представителя в ассамблею. При всей ныне?ней многочисленности движений и партий в регионе они легко подразделяются на несколько направлений: демократическое, патриотическое, национальное, умеренное… Так что союз между ними возможен и необходим, если усматривать участие в ассамблее как этап подготовки к выборам. А это действительно так. Работа в ассамблее позволит партиям заявить о себе, завоевать на свою сторону симпатии будущих избирателей, найти новых соратников.

- Чем хоро?а ассамблея для на?его края?

- Тем же, чем и для других, - информированностью, компетентностью, глубиной анализа и рекомендаций, взве?енностью прогнозов. Со?люсь только на один пример. Боль?е полугода назад к нам в администрацию обратились встревоженные гонцы из Дагестана. По их сведениям в Чечне готовилась акция по выселению терского казачества. Гости до нас побывали в ставропольских станицах, поднимая местное казачество для защиты братьев. ?з рассказ о намечаемой расправе чеченцев изобиловал жуткими подробностями. Откровенно говоря, тревога передалась и нам. А вслед за ней появилась растерянность: как поступить? Достоверной информацией никто не располагал и не знал, где ее можно добыть.

Как оказалось, тревога была ложной. Но она наглядно продемонстрировала, как низка на?а осведомленность. Согласитесь, зачастую и сегодня мы судим о той же Чечне на основе слухов, сведений, почерпнутых их сбивчивых рассказов беженцев. Ассамблея с ?ироким представительством властных и общественных структур дала бы исчерпывающие ответы на этот и другие вопросы.

Мы в крае, кстати, уже начали заниматься наведением подобных «мостов» по другим каналам. Намерены обменяться официальными представителями с Карачаево-Черкесией. На? полпред там – это своего рода информатор, который наряду с представлением интересов края в республике будет изучать ситуацию в ней, поддерживать контакты с влиятельными партиями и движениями, информировать нас о тенденциях. Полагаю, что такими же полномочиями будет наделен и представитель республики и в на?ем крае. Это нормальная мировая практика, нацеленная на поддержание добрососедских отно?ений с учетом не только ныне?него дня, но и перспективы.

А сколько у края еще проблем, требующих совместных усилий! Вот мы пытаемся обсуждать возможность создания ногайской автономии, о чем просят представители этого народа. А вопрос не краевого, по крайней мере регионального уровня, поскольку Ногайский автономный округ располагался на землях ныне?них Дагестана, Ставрополья и Чечни, где и теперь остались компактные поселения этого народа.

?ли возьмите проблемы беженцев, положение русских в быв?их автономных республиках, взаимоотно?ения с казачеством. Все это темы, не помещающиеся в границы края. Авторитет ассамблеи смог бы повлиять на их конструктивное ре?ение.

- Почему исполнительной власти выделена особая «палата» в предложенном «парламенте?

- Я увидел в этом стремление сблизить позиции Советов и администраций. Для на?его края такая задача сегодня неактуальна. С крайсоветом администрация работает в тесном контакте на основе взаимопонимания. Но так не везде. Возьмите соседнюю Кубань. Там конфронтация представительной и исполнительной властей достигла крайних пределов. Не думаю, что от этих потасовок хоть в чем-то выигрывает население края. Скорее наоборот – противостояние руководителей ли?ь усугубляет бремя кризиса.

- ?тоги пятигорской встречи вас разочаровали?

- ?дея ассамблеи не получила поддержки боль?инства. Но поскольку варианты сотрудничества в регионе ре?ено обсудить в Советах, окончательно отвергнутой ее считать нельзя. Надежда остается. У руководителей республик есть ?анс осознать опасность замыкаться в своих владениях, отсекая от себя общественно-политические движения. В противном случае они могут оказаться в положении русских князей, разбитых поодиночке Золотой Ордой.

Моя обеспокоенность за их действия и судьбу может показаться странной. Демократическая партия России, в рядах которой я состою, еще сравнительно недавно выступала за отставку руководства северокавказских республик, состоящего из быв?их функционеров КПСС. Сейчас ситуация изменилась. Насильственная смена власти в ныне?нем предвоенном положении способна привести к неразберихе в регионе, к претензии на президентское кресло потенциального батьки Махно. Давайте вспомним, что чеченская революция сначала оценивалась как демократическая.

Мы готовы сотрудничать с ныне?ними властями в республиках, помогать им. Но, как сами понимаете, помочь можно только тому, кто эту помощь не отвергает.

?нтервью взял Николай ГР?ТЧ?Н.

Tags: