МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Ленин и теперь...

← к списку статей

1985

В.?.Ленин - это Томас Мюнцер, не пожелав?ий отказаться от идеалов и навязав?ий их всей силой, явив?ейся ему в виду случайного стечения обстоятельств.

***

Боль?евики, коммунисты, замученные и отдав?ие жизнь - ничем не вы?е и не луч?е Лютера, Аввакума и так далее.

***

Лютер - личность не менее выдающаяся, чем Ленин.

***

Боль?евизм - есть своеобразное воплощение идей Т.Мюнцера о примате веры в другую эпоху, на другой экзеге. Но, может быть, у человечества попросту нет иных способов деятельного познания мира, общества?

Познание своего места испытанием себя действием.

***

Э.Соловьев. "Приневоливание к назначаемым церковью "добрым делам" приобретает в итоге статус выс?ей гуманистической обязанности клира. Добрая воля в полной мере признается только за актом смирения, т.е. отказа от воли, а терпимость рассматривается как бесчеловечное попустительство лжеверию".

В на?ей жизни это ни что иное как рекламируемая верность марксизму-ленинизму, делу Ленина.

***

Личность раскрепощаться относительно Вселенной может только в обществе, с его "освобождением", иного пути нет. Подчинение - ?аг к цели. ?наче - анархия, ил¬люзия освобождения. Поэтому Ленин = свобода. Ленин, не как человек, а как явление. Свобода Ленина по отно¬?ению к обществу, которое он наполнил собой.

***

Ленин действовал в соответствии с тезисами Маркса о Фейербахе: познание - это практика, преобразование. ? он был прав: только понимая мир так, он был последовательно логичен. Но может быть, он таков ли?ь в силу склада своего ума, заставляющего его воспринимать мир именно так? Он развивает свою версию. Может, все дело в том, что его мозг - больной?

***

Ленин не переспорил, не переубедил Богданова.

***

В философии ни развития, ни преемственности в объяснении мира нет. Она - гипотетична и художественна.

Богданов очень о многом догадывался и заглядывал в природу глубже Ленина. Но Ленин был практик, человек действия, он верил в осуществимость идеала и ?ел к нему, побеждая всех сомневающихся. Неполнота и односторонность найденного после захвата власти его не смущала. Богданов - Робеспьер, который ужаснулся неисполнимости идеалов и отказался от диктаторства, поняв, что оно все равно не спасет мир, хотя, может быть, и спасет лично его. Ленин - Робеспьер, который не остановился перед личной диктатурой. Скорее Наполеон, который в личной власти, собственном диктаторстве видел луч?ую гарантию для России. Может быть, он и был прав. Но это скорее характеризует не его историческую правоту, а качества личности.

***

А ведь Ленин в "Материализме и эмпириокритицизме" не давал картины бытия в целом, он не ставил задачу дать единую картину мира; более того, он был чужд этому. Философию он использовал ли?ь как орудие - одно из средств - для подготовки и проведения революции. Потому все, что в мировоззрении могло повредить этому или попросту не способствовало достижению намеченного, он отметал как ненужное, а философских противников дискредитировал политически. К философии он относился сугубо утилитарно, приняв к руководству единственно одиннадцатый тезис Маркса о Фейербахе: не объяснять, а преобразовать мир. В самом процессе преобразования, перестройке, переделке он находил цель и гармонию, блаженство мысли. Отсюда и его представление о том, что нет абстрактной морали; нравственно все, что служит построению коммунизма.

Но, не обладая политическим тактом, которым обладал разве что Ленин, от этого утверждения нетрудно дойти до иезуитства. Шаг этот и был сделан Сталиным. Подобный взгляд отвергает самоценность всякой индивидуальной личности, поскольку основное право индивидуума - право на самостоятельное мы?ление, то есть, и творчество философских концепций.

1986

Что нам дороже? Ленинизм или нация? Ленинизм я понимаю как догму, молитву. Сам Ленин - это образец совести, чести, мы?ления для нас.

Ленин - да, без раболепства.

Ленинизм в сталинской трактовке - нет.

Тысячу лет молились на Аристотеля - ну и что?

Весь мир обходится без ленинизма...

***

Можно говорить о более первоначальном праве: на жизнь, то есть мир, еду, кры?у над головой и т.д., которые первоначальны и в угоду которым в социалистическом обществе якобы приносятся духовные, политические - вторичные - права. На это можно возразить следующее: эти задачи и должны были разре?ить (Марксом, Энгельсом подразумевалось, что разре?ат) досоциалистические общества.

Точно также как с проблемой людоедства или биологической половой ревностью в древности было покончено еще до ухода в отдельную семью человека. Преждевременно взяв власть, боль?евики вынуждены были отодвинуть в сторону вытекающие из природы коммунистического движения задачи и взяться за ре?ение буржуазных, но выдавая их за свои. Отсюда - лицемерие, двойственность, боязнь свежей, смелой мысли, неприязнь к мыслящей свободно интеллигенции, более жестокое и мстительное, чем при царском режиме, давление на творческую мысль.

Партия - скорпион, который кусает сам себя.

***

Все охотно цитируют Ленина, подкрепляют ссылками на него свою правоту. ?ногда кажется нелепым, когда к 23-25-летнему человеку обращаются как к судье по серьезней?им проблемам и люди вдвое и более его стар?е.

1987

К собранию: октябрь 1987 г.

В 1918 году Ленин о Брестском мире запра?ивал все парторганизации, Советы.

А мы? Кто про Афганистан спра?ивал?

***

О Сталине.

Ду?а сталинизма - троцкизм.

Сталинизм - это троцкизм, реализовав?ийся под прикрытием ленинской терминологии.

Сталин использовал теорию перманентной революции во внутренней жизни. Возрастание роли классовой борьбы, милитаризация экономики, завинчивание гаек.

***

В.?.Ленин. 1905 год.

"Как крестьяне были рабами помещиков, так русский народ остается до сих пор рабом чиновников. Как крестьяне при крепостном праве не имели гражданской свободы, так русский народ не имеет до сих пор политической свободы".

"Ни в одной стране нет такого множества чиновни¬ков, как в России. ? чиновники эти стоят над безгласным народом, как темный лес, - простому рабочему человеку никогда не прорваться через этот лес, никогда не добиться правды.

...Армия чиновников, которые народом не выбраны и не обязаны давать ответ народу, соткала густую паутину, и в этой паутине люди бьются как мухи".

Мог ли предположить В.Ульянов, что 80 лет спустя эти слова полностью можно будет отнести к системе, прикрывающейся именем Ленина.

***

В.?.Ленин.

"После 61-го года развитие капитализма в России по?ло с такой быстротой, что в несколько десятилетий свер?ились превращения, заняв?ие в некоторых старых странах Европы, целые века".

А чего же мы все цитируем Сталина, который кичился, что СССР за 10 лет "пробежал" путь, который Европа не одолела за столетия?

***

Власть, в отличие от того, что думал Ленин в заметках о Суханове, не есть объективная предпосылка социализма. Точно так же как не был предпосылкой царства Божия на Земле тот факт, что какое-то время реальной властью в Европе обладала церковь.

***

В записках Суханова раскрывается бланкистский характер Ленина. Характер? Натура? Склад политика?

Основная гарантия построения социализма в России - слово Ленина.

***

В.?.Ленин.

"Социалистическое хозяйство есть такое, которое дает наиболь?ую степень развития человека... Не нужно перехода к социализму, если люди не сделаются от этого мудрее, красивее, умнее...".

***

Мы - не ленинцы. В конце 20-х годов мы ото?ли от Ленина и с тех пор живем по доктрине Сталина. Даже свергнув культ личности Сталина на XX съезде, мы остались сталинистами. Управляли сталинскими методами государством, народным хозяйством.

***

К собранию.

Коренной вопрос всех революций: движущая сила.

Кто?

70 лет назад заседание ЦК РКП(б).

Элита российского интеллекта.

У них была модель социализма, их идеи стали Октябрем. Они уничтожены, их курс - поломан. ?меем ли мы право говорить о том, что мы наследники Октября, если мы поклоняемся не апостолам, а тем, кто их уничтожил?

***

Н.Бердяев.

"Но революционная диалектика есть не логическая необходимость самораскрытия и саморазвития идеи, а активность революционного человека, для которого про?лое необязательно".

С этим трудно не согласиться. ? получается, отвергая Бергсона в принципе, Ленин последовал ему в действии.

***

Н.Бухарин ("Внеэкономическое принуждение в переходный период")

"Пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это не звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи".

1988

В.?.Ленин (Зиновьеву на XV партконференции) "?дейная борьба в партии не значит взаимное отметание, а значит взаимное воздействие".

***

В.?.Ленин: "Оживлять Советы, привлекать беспартийных, проверять беспартийными работу партийных, - вот это абсолютно верно".

Что произо?ло с нами, с коммунистическим движением, если эта фраза основателя коммунистической партии звучит сегодня как ересь? Попробуйте, призовите проверять райкомы партии силами беспартийных!

***

Н.Бухарин.

"Владимир ?льич уходил в будущее в гораздо боль?ей степени, чем все мы, гре?ные. Кто не поспевал, оказывался по другую сторону баррикады".

Бухарин, как всегда, откровенен. Жестокая дилемма - не успел - к стене? А если двигать в ту сторону, только медленнее?