МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Ставка боль?е, чем Пятигорск

← к списку статей

Размы?ления накануне выборной кампании.

8 октября в ряде городов и районов Ставрополья состоятся муниципальные выборы. Пожалуй, самыми значительными из них станут выборы депутатов пятигорской городской Думы. Это будут знаковые выборы.

Кампания началась беспрецедентно: ?естнадцать депутатов ставропольской городской думы изъявили желание побороться за симпатии избирателей города-курорта. Первыми на это событие откликнулись участники протестного движения г. Ставрополя. В средствах массовой информации и среди общественных организаций распространился документ, который называется: «Они не пройдут! Обращение ставропольских общественных организаций «Протестный комитет» и «Крепостная гора» к избирателям города Пятигорска».

Подписав?ие документ, известные в Ставрополе правозащитники и организаторы акций протеста ?горь Маркелов и Артем Фатеев, так оценивают обуяв?ую ставропольских депутатов «охоту к перемене мест»:

«Ставропольские депутаты снимаются с насиженных мест, судя по всему, чтобы уйти от ответственности. Они боятся задерживаться там, где они надепутатствовали».

Обращение завер?ается призывом к пятигорским избирателям:

«Давайте создадим единый фронт избирателей под названием «Они не пройдут!»

Объединенный фронт избирателей двух городов – это что-то новое. От инициативы веет чем-то насыщенным и грозным, как от маленькой тучки в пу?кинской «Капитанской дочке». Это уже нечто от «народной дипломатии», когда народы разных государств общаются напрямую, минуя свои правительства. «От российского пролетариата – китайскому пролетариату!». Воображению рисуется символическое рукопожатие Ма?ука и Крепостной Горы. В строках послания угадываются попытки нащупать акупунктурные точки классовой солидарности «униженных и оскорбленных». При финансовом наполнении и организационном исполнении этой идеи организаторы ставропольского десанта в Пятигорск могут получить второй фронт у себя в тылу.

Но как бы там ни было, а правозащитное движение на избирательном пиру гость, конечно же, не званый. А у накрытого стола, между тем, уже прогуливаются, приглядываясь к мельхиоровой оснастке и разминая салфетки, респектабельные игроки.

Выборы в Пятигорске имеют ре?ающее значение для политической и деловой элиты края. ?х исход во многом предопределит итоги мартовских выборов в краевую думу, а, следовательно – и фамилию будущего губернатора.

Губернаторская команда при поддержке КПРФ и ее союзников приложит все силы, чтобы провести своих людей. Подписанный Александром Черногоровым судебный иск, оспаривающий законность назначения выходца из Чечни ?горя Тарасова главой администрации Пятигорска, – это первый ?аг. Шаг верный, но не запоздалый ли? ? тем не менее, губернаторская команда – первый игрок, который будет отчаянно биться за приз. В случае неудачи они рискуют потерять боль?е всех.

Готовится к схватке команда «Единой России», которая невнятно выступала на всех предыдущих выборах. Для «единороссов» пятигорская кампания – тоже своеобразный момент истины. Они в сложном положении: удачный исход мало что дает им в стратегическом плане, зато очередной провал едва ли найдет понимание у московских кураторов. С каким интеллектуальным багажом идет на выборы региональное отделение «ЕР», мы скоро увидим. Одно ясно: «медведям» нужны свежие идеи. ?м давно пора радикально поменять имидж и избавиться от образа партии быв?ей номенклатуры, застряв?ей ментально в про?лом веке.

Мень?е всех потеряет и боль?е всех может выиграть самый энергичный и скандальный игрок – ставропольская команда. Сбив?иеся вокруг мэрии краевого центра бизнесструктуры и прикрывающие их общественно-политические образования демонстрируют и точный расчет, и хватку, и владение интеллектуальными технологиями постиндустриального мира, и, к сожалению, цинизм и неразборчивость в средствах при достижении цели. Энергия капитала нагляднее всего проявляется в организации выборных кампаний. Деньги кристаллизуются в политическую волю. Нарождающаяся буржуазия видит воплощение своих представлений о собственном могуществе в этих молодых управленцах и ставит на них.

К ?естнадцати депутатам добавим еще четырнадцать «обычных» ставропольцев, которые тоже пытают судьбу в курортном городе. Среди них руководители предприятий и фирм, сотрудники государственных структур. Личности, не последние в городе. Все они, или почти все, люди, близкие мэру Ставрополя Дмитрию Кузьмину и вице-мэру Андрею Уткину. Эта группа, скорее всего, и будет формировать повестку избирательной кампании и задавать тон.

В прессе уже отмечалось, что в недрах ставропольской городской администрации сформировался центр экспансии политического влияния, главная цель которого - овладение ключевыми позициями в крупных городах края. Ставрополь, Кисловодск, Ессентуки, укрепление позиций в Невинномысске – это уже выполненные пункты программы. Плохо это или хоро?о? Вопрос бессмысленный. Саморазвитие – естественное свойство власти. Она либо развивается, либо деградирует. На повестке дня – контроль над Пятигорском. Он открывает доступ к ресурсам курортной агломерации с населением более восьмисот тысяч человек, с развитой деловой средой, незага?енной пассионарностью, развитой инфраструктурой и мощными финансовыми потоками, видимыми и теневыми.

В случае победы, Кузьмин предъявит трофей Москве: «Вот видите, мы умеем добиваться поставленных целей. Опираться надо на нас».

?зъясняясь в рыночных терминах, победа в Пятигорске увеличит капитализацию АО «Команда Д.Кузьмина». Затраты окупятся сторицей. Поэтому денег жалеть не будут. ?х потратят столько, сколько потребуется. Нужен миллион долларов? Будет миллион. Нужно два? Пожалуйста. Слова одного из организаторов избирательных кампаний ставропольской группы о том, что за хоро?ие деньги можно избрать депутатом хоть обезьяну, не бравада.

?сследования показывают, что четверть избирателей голосует по идейным соображениям, «головой». Но они, за исключением коммунистов, редко ходят на выборы. Еще четверть избирателей проголосуют за того, кто сумеет их очаровать. Они выбирают «сердцем». А половине электората вообще по барабану, кто станет депутатом. ?х можно купить с потрохами за поню?ку табака. Эти голосуют «желудком». Выявив с помощью опросов и отсеяв «чужих», пиарщики набросятся на «сердечников» и «желудочников». Хитроумных способов поразить воображение первых и подкупить вторых изобретена тьма. Пока что это работает безотказно.

Нетрудно спрогнозировать, что ждет Пятигорск. Ставропольские пиарщики по?инкуют местный электорат как кочан капусты. Они его фрагментируют, раздробят, рассекут на тысячи мелких осколочков, которые будут сверкать, искриться, отражать каждый какую-то дольку реальности. Они захороводят, запутают, собьют с толку избирателей. Целостную картину будет видеть только тот, кто держит в своих руках нити кампании. Он будут управлять волнами информации, подогревать страсти, манипулировать всплесками надежд и разочарований. Будет устроен карнавал, в который втянутся тысячи и тысячи горожан, не успев даже и догадаться о том, что они стали участниками спланированной и дирижируемой акции.

Боль?е трехсот кандидатов заявили о своем намерении стать народными представителями. Сколько среди них подставных, которые на деньги ставропольцев будут озвучивать заранее заготовленные тексты и по отма?ке появляться на сцене общегородского спектакля, сказать трудно. Это может быть и один, и два, и боль?е на избирательный округ. Они будут исполнять предписанные номера, мельте?ить, что-то заявлять, давать интервью, обличать, злить, сме?ить, оскорблять, просить прощения, паясничать. Считается, что «подстава» запускается для того, чтобы оттянуть у конкурента несколько процентов голосов. Это не совсем так. Основная их миссия – подтанцовка. Участие в массовке, без которой нет спектакля. Короля играет свита. Она поддерживает нужное настроение и создает пространство коммуникации, в котором и происходит контакт с избирателем. Без этого невозможно возбудить любопытство у затурканного бытовыми неурядицами обывателя и рас?евелить его. Подстава – это бесенята, которые заманивают избирателя на участок, где из него добывают энергию гражданского голоса.

В отличие от многих постоянных участников выборных турниров, команда ставропольцев это понимает и умеет делать, что продемонстрировали мартовские выборы в Кисловодске.

А если взглянуть ?ире, в Пятигорске состоится репетиция схватки новой и старой элиты перед ре?ающим боем в марте. Они различаются даже не по возрасту и не по стажу пребывания у рычагов власти. Между ними не биологические годы, а исторические эпохи. «Новые» пытаются укорениться в еще только становящемся в России постиндустриальном пространстве. К ?турвалу тянутся игроки новой формации, которые свободно чувствуют себя в пространствах современных информационных технологий. Ничего удивительного в том, что многие из них родом из структур быв?его комсомола. ВЛКСМ как раз и был прообразом виртуального мира. Он скорее симулировал деятельность, чем производил что-то реально, а комсомольских лидеров оценивали по умению сочинить и подать «инициативу». В глазах матерого производственника это слабость. Но она оборачивается плюсом, потому что сегодня мифотворчество и симуляция ставятся в основу не только политики, но и экономики. Старый мир отступает. Но уступает ли? Поживем, увидим.

Напоследок – еще о двух влиятельных игроках. Это Станислав ?льясов, быв?ий председатель правительства края. Он сохранил связи на Кавминводах, и назначение его человека главой администрации Пятигорска безусловное тому подтверждение. Надо полагать, ?льясов помнит поражение на губернаторских выборах 2000 года и вряд ли не помы?ляет о реван?е. ? вряд ли его интересы ограничиваются только Пятигорском. Его невидимое присутствие вносит определенную интригу, осененную некоторой нервозностью, навеянной холодным дыханием, из соседней республики, где еще не рассеялись следы пребывания Станислава Валентиновича.

? Кремль. ?з-за зубцов внимательно наблюдают за тем, что происходит. Пятигорск – это уже не степной хутор. Наблюдают внимательно, и вместе с тем, отстраненно. Кремлю все равно, кто станет первым. Кто бы ни победил, он будет у ног. Кремлевская администрация тестирует региональную элиту на бойцовские качества и умение побеждать. Москва благоволит успе?ным.

Василий Красуля, директор Центра информационных технологий «PR-Проект».

2006 г.