МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Бессмертная пропаганда

← к списку статей

(Путе?ествие по записным книжкам политтехнолога).

«В политике эхо пред?ествует событиям». Г.Ландау

ОБ ?СТОР?? PR В ДВУХ СЛОВАХ. Помню, на лекциях по научному коммунизму – другого инструмента познания идеологии у нас не было (разве что, история КПСС и политэкономия) - продвинутый молодой преподаватель рассказывал такую байку. Будто бы в Древнем Египте некий гражданин заявил сборщику налогов: объясни мне, уважаемый, почему я должен платить тебе налог, и тогда я отдам все, что с меня причитается. Мытарь стал в тупик. ? тогда они направились к мудрецу, и фининспектор попросил: объясни этому достойному человеку, почему он должен отдавать мне ежегодно столько-то зерна. А я отдам тебе десятую часть полученного. Мудрец придумал объяснение. Так родилась идеология и появились идеологи.

В на?и дни идеологи объясняют избирателям, почему ими должен управлять гражданин такой-то, или такая-то партия. А если ?ире - почему для них хоро?о то, что лично им, может быть, и даром не нужно. Но очень нужно кому-то. ? люди с этим согла?аются, и платят налоги, и ставят в избирательном бюллетене крестик, куда надо, и покупают ?мотки, которые увидели в рекламе.

Все вернулось на круги своя, и можно смело вытаскивать из чулана пропаганду с идеологией и устанавливать на прежнее место, окружив подобающим вниманием.

В ДЕМОКРАТ?ЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ человек, претендующей на власть, доказывают единство своего интереса с общественным. Выдает свой частный интерес за общественный. В монархическом строе – житель доказывает свою верность монарху. Так же как и в коммунистическом – верность партии, Ленину, Сталину, ?дее. Пик этого - «Если погибну в бою, считайте меня коммунистом!». (Узнать бы имя гения, который придумал это!). Только эта верность легитимизировала его как гражданина. Он гражданин общества ли?ь в той степени, в какой разделяет стандартные ценности. В коммунистическом обществе вообще нет гражданина в обычном (западном) понимании слова. ? это все достигается идеологией, пропагандой, пиаром – переводя на современный язык.

ВО ВРЕМЯ ?ЗБ?РАТЕЛЬНОЙ КАМПАН?? кандидат как бы выходит за пределы своей личности и превращается, фигурально выражаясь, в монарха, строящего свое государство. Становится демиургом, отстраивающим отдельный мир. Он устанавливает в мнимой «песочнице» свои – в зависимости от личности, мировоззрения, воспитания, интеллекта и прочая - правила и порядки, и населяет его народом. Сколько за ним пойдут в этот мир? Зависит от ресурса и креатива: идеи, деньги, управление кампанией. Это модель строения вселенной (социокосмос) в чистом виде. Он - креатор. Созидатель. Он дает идеи, порядок, а жизнь уже определит: пригодна ли для обитания его планета. Он – Автор. Он свободен, его руки развязаны. ? стеснен ли?ь ресурсами.

?НОГДА ОТЧАЯННО ХОЧЕТСЯ БЕЖАТЬ из этого пронизанного пиаром мира. Мира, превратив?егося в набор образов, намеков, жестов. Общества спектакля, став?его функцией тотальной пропаганды. Но бежать некуда. Потому что не свободен от «конструкторов общества» даже первобытный человек, примитивный в своих желаниях. Его тоже со всех сторон окружают табу, придуманные жрецами и ?аманами. Пиару столько же лет, сколько и опыту совместного проживания двух и более человек. Он как воздух, который надувает резиновую игру?ку.

ПОЖАЛУЙ, САМЫЙ ДОЛГО?ГРАЮЩ?Й ? УДАЧНЫЙ П?АР-ПРОЕКТ – ?исус Христос. Ему уже две тысячи лет. А апостолы - политтехнологи, и церковь как поле не прекращающейся борьбы за ду?и людей. В начале новой эры Ближний Восток ки?ел проповедниками, и все стремились захватить внимание современников ,- чуть не написал, избирателей. ?сторически выжил Христос. Почему? Потому что он умер. В этом сила Христа. В этом его парадокс. Чтобы стать бессмертным, ему потребовалось умереть. Он стал бессмертным в мнении, в глазах других, в памяти. «Смертию смерть поправ». Но для этого потребовалось вытеснить себя из реальной жизни. Пресуществиться в мировом духе можно только ли?ив?ись земной материальной оболочки.

СОЦ?АЛ?СТ?ЧЕСК?Й РЕАЛ?ЗМ – это и есть тот самый виртуальный постмодернистский мир, который в конце ?естидесятых теоретически обосновали Фуко, Бодрийяр, Деррида и другие философы. В этом мире жили десятки миллионов советских людей. Хотя работать в виртуальном пространстве начали еще боль?евики. В 22 году Политбюро РКП (б) отпечатало в единственном экземпляре газету «Правда» для Ленина, - в номере была его статья. Начало управляемой демократии.

Если вы хотите научиться целенаправленному воздействию на массовую аудиторию, изучайте книги по социалистическому реализму.

СССР – ЭТО ВЫДУМАННЫЙ М?Р. Как ни странно, выступая против западного постмодернистского общества, на?и антиатлантисты выступают против своего же про?лого. Только вместо культа гедонизма при социализме был культ служения, вместо наслаждения – отречение, вместо наживы – жестокий божок труда, вместо индивидуализма – идол коллективизма. Если западный человек доверяет себе, то советский человек вручал свою судьбу государству, партии, коллективу. Западный человек погружался в глубины своей личности, советский человек бежал от нее.Но формула социального устройства – та же самая.

ЧЕЛОВЕК – ВОЛЮНТАР?СТ ПО ПР?РОДЕ СВОЕЙ. Он хочет жить по своему усмотрению, в рукотворном мире, где все привычно, где никаких неожиданностей, никакого риска. Отличие подлинного мира от вымы?ленного – риск. Настоящая жизнь всегда сопряжена с риском. Как минимум, риском выбора. А современный человек желает гарантий и скользит в мир искусственных переживаний, который ему преподносят масс-медиа и эстрада.А если ?ире – политиканы, властители. Он вытесняет риск в детективы и ужастики.

ПОЧЕМУ ПРОЦВЕТАЮТ КАЗ?НО, игровые клубы, лотереи, игровые ?оу типа "Поле чудес", «Последний герой» и т.д? Люди хотят влиять на свою судьбу. Хотят управлять ею. Вероятностность пробивается сквозь сито необходимости. Желанные красоты представляются геометрически совер?енной и, главное, просчитанной вероятностью. ?деология (PR, пропаганда) подменяют риск выбора стабильно гарантированной пайкой. ? материальной, и духовной. Человек перестал быть воином, исследователем, путе?ественником.

КУЛЬТ Л?ЧНОСТ? как постоянно действующая коммуникация между правителем и обществом.

РОМЕО БОДЕ?: «ТО, ЧТО Я ПОН?МАЮ ПРО РОСС?Ю и про Советский Союз: все героические монументы, которые вы имеете: солдат, рабочих, монументы Великой Отечественной войны – основаны на том, чтобы индивидуум мог идентифицировать себя с субъектом власти. Сублимация в прямом смысле, то есть возвы?ение: человек возвы?ает себя. У немцев есть такой термин, непереводимый, означающий эстетическую сублимацию [das Erhabene], который происходит от глагола “поднимать себя”, “я поднимаю себя и становлюсь великим”.

Понятия не имею, кто такой Ромео Бодеи, но говорит он точно.

?МЕННО М?Ф, А НЕ РЕАЛЬНЫЕ ДОСТ?ЖЕН?Я, делают политика народным «героем» в том смысле, что он перестает восприниматься как обычный человек. Он становится «избранным», и в этом состоит парадокс: чтобы избраться, нужно вначале стать «избранным».

Это сказал умница Мирослав Ко?елюк. Один из луч?их отечественных политтехнологов. Несколько лет назад по поводу книги Ко?елюка на сайте политтехнологов разгорелась дискуссия. Его обвиняли, что он лезет в философские дебри, а надо де говорить конкретно. Типа, сколько и о чем на?лепать листовок и как их раскидывать. Но Ко?елюк написал книгу не для тех, кто листовки разносит, а для конструкторов кампании. Для конструкторов условной реальности, в которой будет проходить кампания.

ЛЕГЕНДА О СТАЛ?НЕ. Он показывал сыну Василию свой портрет: «Ты думае?ь, я Сталин? Это он Сталин». Личная жизнь облекалась покровом тайны. Слухи. Все помнят о разговоре Булгакова со Сталиным. ?ли как Сталин звонил Пастернаку.

ВЕЛ?К?Й НКВ?З?ТОР ДОСТОЕВСКОГО - это манипулятор и политтехнолог в чистом виде. Понятие народ изобретено – это площадка для пиара, теологии.

Главное в пиарпроекте – создать событие.

Распятие Христа – главное событие в христианском проекте.

Манипуляторы: епископы, попы. Святые – это события. Реликвии как артефакты событий. ?нформация о событиях: крестовые походы, закладка храмов, мощи, чудеса. Все это концентрация информация, расположение в пространстве.

В идеологизированном обществе эту функцию выполняют секретари парткомов, поэты, философы, писатели.

ГРУБО ГОВОРЯ, ЛЮД? ПОДОБНЫ ЖУКАМ в навозной куче. Они конкурируют за энергию, накопленную в навозе. Энергию солнца, энергию кислорода, энергию разложения биомассы.

Энергия солнца распределена по земному ?ару, она имеет представленную форму. В итоге все сводится к обладанию энергией.

Энергия равняется информации.

Деньги как застыв?ая форма энергии.

СОЦ?АЛ?ЗМ – ЭТО ПОГРУЖЕН?Е Л?ЧНОСТ? в коллективный сон. Коллектив в идеократическом обществе – это не союз личностей, а продукт жреческого обмана, манипуляций. Для обоснования существования довлеющего над человеком коллектива не хватает рационального объяснения, и в ход идут метафизические толкования, вну?ение, религиозное давление. Веры не может быть вне коллектива, вне массы. Вера ищет подтверждения не в эксперименте, а в сочувствии толпы, понимании и одобрении массы. Вера – это распятие личности на кресте молвы.

П?АРОВСКАЯ АТАКА НА РОСС?Ю. В начале девяностых вовсю муссировалась тема о том, что на?и земные недра никому не нужны, сырье это дрянь, нефть нас не спасет, на металлы спроса нет и так далее. Мол, все теперь ре?ают высокие технологии, в которых мы отстали навсегда. Подобные откровения, подкрепленные академическими подписями, перли на обывателя со всех сторон. В конце девяностых о никчемности природных богатств России с иронией поведал в интервью американской газете быв?ий вице-премьер Альфред Кох. Это притупляло интерес населения к тому, как делили и грабили природные ресурсы. Люди отстранились от борьбы за свою долю, потому что она как бы обесценилась в их глазах. Проекты на будущее никак не связывались с подземными кладовыми.Мозги людей были загажены. Хотя это дикость: как может отпасть потребность в тепле, бензине, металле, электроэнергии? Каким образом металл, нефть, газ, воду могут заменить изделия хайтека - самые быстрые компьютеры, умные программы, мобильники и т.п? Это было умопомрачение, вызванное целенаправленной психологической атакой. Сродни тому, что творил Ка?пировский

БОЛЬШЕВ?К? БЫЛ? СОЦ?АЛЬНЫМ? ПОЛ?ТТЕХНОЛОГАМ?, конструкторами. Как, впрочем, и гитлеровцы. Это были две самые мощные пиар-команды, которые когда-либо добирались до пульта конструирования реальности. Они действовали в согласии с одиннадцатым тезисом Маркса о Фейербахе: задача философов состоит в том, чтобы изменить мир. Ныне?ние постмодернисты изменяют мир в воображении наблюдателей. Пиаровскими технологиями. К. Маркс же предлагал реально изменить его, начав с материальной базы.

ПОРАЖАЕТ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ Н.ТРАВК?НА в бытность его главой Шаховского района. Когда были назначены выборы, он даже агитационную кампанию не вел, считал, что его и так все знают. Он говорил: если я что-то хоро?его сделал людям, они это оценят и проголосуют за меня и без агитации. А если не сделал, то, мол, чего суетиться. ?, естественно, пролетел.

Люди любят, когда их уговаривают. ?м льстит внимание к собственной персоне, и это важнее мнимых или реальных достоинств кандидата. Это утопия считать, что, мол, люди рано или поздно оценят тебя, твое хоро?ее. Нет в природе такого субъекта, наделенного даром оценивать, как «люди», «народ», «общественность». Мифическому народу апостериори приписываются подвиги, действия (в том числе и «народные песни», « слова народные), и «народ» охотно принимает это на свой счет.

В ХАРЬКОВЕ ВО ВЕМЯ ВЫБОРОВ в Украинскую Раду по телевидению крутили рекламный ролик. «Нам стало известно, что в день выборов готовятся массовые провокации. Если на стекло ва?ей ма?ины наклеят листовку с фамилией К. – это провокация. Если вам будут звонить среди ночи и предлагать проголосовать за К. – это провокация. Если кто-нибудь предложит вам деньги и попросит проголосовать – это провокация. Вас задержат и обвинят в попытке срыва выборов. При поступлении таких предложений позвоните по телефону:…»

Обращение преследует цель – застращать избирателя, чтобы он не брал деньги. Ролик начали крутить за неделю до выборов. По замыслу политтехнологов, это должно затруднить позиции потенциальных взяткодателей. Не знаю, какой в реальности оказалась эффективность рекламы. Думаю, не так чтобы очень. ?дея остроумная, конечно, но она зависла в воздухе. Чтобы она стала действием, необходима тотальная обработка избирателя. В таком боль?ом городе, как Харьков, это невозможно.

ВЛАСТЬ СТРЕМ?ТСЯ ВСЕ ОБРАТ?ТЬ В П?АР.

Пиар - Победа 1945 года.

Пиар - Великая русская литература Толстой, Достоевский, Чехов, Бунин, о которых обыватель вспоминает, когда начинает рассуждать о превосходстве своей нации. Самое сме?ное, что никто из нас не имеет никакого отно?ения ни к Толстому, ни к Чехову, а многие и не читали их. Но гордость велика. ? на этом строятся железные обручи стягивания народа.

Пиар – БАМ, целина.

Любовь и все, что окутано тайной вокруг нее – самый мощный пиар в истории человечества нового времени. Причем, христианской цивилизации в боль?ей степени, чем других.

КРАС?ВАЯ ВЕРС?Я: история Клинтона и Моники была глубоко законспирированной пиаровской акцией в пользу Хиллари Клинтон, как будущего кандидата в президенты. Жестоко, конечно. Но и мир жесток.

ЕЛЬЦ?Н КАК PR-ПРОЕКТ. «?споведь на заданную тему» – холодно просчитанное попадание в тему. Юма?ев написал, а после этого они показали, как надо «бороться с привилегиями». Естественно, человек не может радикально измениться за два-три года. Вся эта борьба с привилегиями и призывы к скромному быту вождей были продуманной пиартехнологией. А народ купился. Победа оказалась пирровой.

ОСНОВНОЕ В ДЕМОКРАТ?ЧЕСК?Х ВЫБОРАХ как общественном институте – правила игры, которым все подчиняются. ? даже нару?ения – все знают, что они есть. Но по правилам, если попался – отвечай. Это знают даже дети. Помню, футбол или баскетбол во дворе: всегда по правилам, и всегда кто-либо судит. Споры, разборки. Это процедурный процесс. Фундаментальный закон выборов в демократическом обществе: знае?ь, что возможность отыграться у тебя будет. Этим они и отличаются от гражданской войны. ? от выборов в странах с псевдодемократией.

?стория с Альбертом Гором на американских выборах в 2000 году: республиканцев поймали на подтасовках в ?тате Флорида. Демократы не стали настаивать на пересчете голосов, потому что это могло обру?ить всю систему выборов с их правилами. Американская элита умнее на?ей. Через восемь лет демократы вернули себе президентское кресло. ? не просто вернули, а посадили в него чернокожего. Это, может быть, самое выдающееся событие в истории человечества за последние сто лет. Американское общество осуществило революционную трансформацию.

ВЫБОРЫ ПРЕЗ?ДЕНТА В 1996 ГОДУ. Коммунисты признали поражение, хотя знали о фальсификациях. Мо?енничество было навязано народу как судьба. Народ проглотил. Для этого пригодилась и дымовая завеса в виде чубайсовского пиара, хотя истинный его кпд был не очень велик, а иногда вызывал и отторжение. Но без великого пропагандистского ?ума фальсификации не были бы приняты обществом, вот для чего, например, потребовались десятки миллионов долларов, вбуханных в газетку «Не дай бог!». Народ, как и женщина, ведется на уговаривания. ? если женщина еще вчера пожимала плечами - я с этим никогда в жизни, завтра она может уступить домоганиям. Говорят, женщина у?ами воспринимает мир. У на?его народа бабий характер. Он поддается на красивые уговоры и уступает силе. Повсхлипывает, и свыкается.

«НОЧНОЙ ДОЗОР» - МОЩНАЯ П?АРОВСКАЯ АКЦ?Я. Это тест на пределы рекламы, на на?у готовность быть подопытными кроликами. Новость конструируется, а не вытекает из жизни. Органическое развитие жизни и общества подменяется искусственным. Доминирование одной точки зрения. "Дозор" – это опыт массового зондажа общественного мнения и навязывания. Сюда я добавил бы еще и "9-ю роту", тоже не обо?ед?уюся без массовой истерики и психоза.Эксперимент доказал, что можно организовать массовую «добровольную» поддержку чему угодно. Чеченская война, Беслан, - события, которые создаются и трансплантируются в общественное сознание. Это селекция – ныне?ние политики спло?ь мичуринцы

УЖЕ ХРЕСТОМАТ?ЙНОЕ: РУМЫН?Я, Т?М?ШОАРА. Секретные службы выкрадывали трупы из моргов, уродовали их, а потом демонстрировали по телеканалам как жертвы пыток режима Чау?еску. То, что весь мир видел на телеэкране как истину, было ложью. Мировые СМ? разнесли, и так оно и осталось в общественном мнении: жертвы режима. При том, что никаких жертв не было. Очередной раз доказали, что истина есть не что иное, как один из моментов в целеположенном движении некоего логичного. Правда и ложь становятся неразлучными, как две стороны одной монеты, которой эти взаимопревращения и оплачиваются. В современном мире деньги – субстрат, из которого изготавливается то, что называется правдой и ложью.

ПОДВ?Г 28 ПАНФ?ЛОВЦЕВ. Ложь или правда? ?ли святая ложь? В выборных кампаниях все есть святая истина – для себя. ?стина все, что работает на имидж кандидата. Очень хоро?о об этом лет восемьдесят назад сказал один известный товарищ. Он сказал: нравственно все, что служит делу коммунизма. Ленин был, может быть, величай?им пиарменом всех времен.

ПОЧЕМУ В СТРАНЕ ?СКОРЕНЯЮТСЯ ВЫБОРЫ? Номенклатура испугалась. За хоро?ие деньги денежные ме?ки (в том числе и бандюки) могут разыграть любой спектакль. Люди авторитетные рискуют боль?е всего, потому что о них много известно, и они делали о?ибки. Они уязвимее. Поэтому они просто отменили выборы. Но это палка о двух концах.

С.Лисовский немного поторопился, когда после выборов президента в1996 году выпил за конец профессии пиарщика. Все сделает административный ресурс. Конец начался после ареста Ходорковского и растянулся на несколько лет. Сегодня выборов в стране нет.

В КОНЦЕ ВОСЬМ?ДЕСЯТЫХ все стали теоретизировать, предлагать глобальные проекты. Открылась некая идейно-смысловая необозримость, как проект перестройки. А что в итоге? Все идеи отбросили и в управленческом смысле (суверенная демократия и прочие удовольствия) сегодня обходимся теми же постулатами, что и 20 и 30 лет назад. Попав?ий на заседание ныне?него правительства края какой-нибудь секретарь райкома КПСС семидесятых годов, может быть, даже и не заметит ни перемены строя, ни новой терминологии: говорят на привычном для него языке.

Этот каму?ек не в огород тех, кто сформировался при советской власти. С ними ясно. Но сегодня даже молодые овладевают и повадками, и лексикой советской управленческой ?колы. Почему? Потому что у них одна платформа. Сутью советской парадигмы управления, а если ?ире – удержания народа в узде - была манипуляция массовым сознанием. ? сегодня это же самое. Манипуляция – это не выдумка коммунистов. Это закон управления. Манипуляция как прорыв к архетипу коллективного «Я». То есть, Советы восстанавливаются не потому, что власти стали советскими и возрождают коммунистические ценности, а потому что советская власть использовала тот же инструмент управления, который использует власть ныне?няя, потому что современным, демократическим овладеть она не в состоянии.

СОЦ?АЛ?ЗМ БЫЛ П?АР-ПРОЕКТОМ, в котором события конструировались под заданный образ.

Война, Александр Невский, БАМ, Целина, Павка Корчагин, Молодая Гвардия, Анатолий Мерзлов, Америка, Шпионы, Хоккеисты, Космонавты.

Карты, бильярд не котировались для основы сплочения: они сли?ком индивидуальны, в них велик элемент непросчитанности. Особенно в картах.

Вовсе не случайно двадцать лет гнобили церковь и все русское, а когда приспичило, поползли к мощам святого Александра Невского.

Л?ТЕРАТУРА В СССР как мощное оружие. Сегодня ее роль ничтожна. Потому что жреческие функции захватили телевидение и попса.

СЮЖЕТ Д?АЛОГА С ?ЗБ?РАТЕЛЕМ может быть любым. Скажем: «Надоело!» и раскручивать тему перемен. ?ли наоборот: «Хватит потрясений!» Дайте спокойно жить. То есть: говорить с избирателем можно о чем угодно. Все зависит от компетенции кандидата. Ну и, конечно же, как говорить. Нужен миф. Маленький местный миф. Неважно, о чем. Важно, чтобы задевало. ? его развивать, вну?ать каждому, что это то, что ему надо.

ЗАБЫТЬ СЛОВО «ДОКАЗЫВАТЬ». ?збирателю ничего не нужно доказывать. Только вну?ать. Даже не убеждать. Навязывать, вну?ать, зомбировать. Это как жениховство: настойчивость и изобретательность, и женщина будет твоей. Ты ей навязывае?ь миф о себе, свои представления о себе. Все женихи во все эпохи действуют по одному сценарию: создать свой образ и вну?ить его невесте. Это делают все мужчины. Жених – прирожденный политтехнолог.

Выборная кампания – это навязывание избирателю своего мнения. «Тот, кто пи?ет – содомизирует. Тот, кто читает – содомизирован», говорили древние римляне. В этой оценке звучит эхо пред?ествующих им времен, когда слово было намного «тяжелее», чем во времена античности и тем более сейчас. Оно было сродни магии. Писать, говорить – это проникать в чужую ду?у со своим текстом: словом, голосом, образом, знаком. Менять чужую психику на сознательном или подсознательном уровне.

ХОРОШ?Й ПОЛ?ТТЕХНОЛОГ создает вторичную реальность и творит в этой реальности образ кандидата. Он сродни демиургу. Он материализует ожидания и настроения избирателя. Он их воплощает в образе. Это что-то вроде рас?ифровки кода. Создания новой «матрицы», которая и заполнит ни?у ожиданий электората.

Главный инструмент талантливых и успе?ных политтехнологов - диалог с избирателем. Диалог! Боль?инство же кандидатов ведут монолог. Они несут о себе, хоро?ем, и не понимают одного: чем боль?е он наворочает о себе, замечательном, тем скучнее избирателю. ?збиратель хочет услы?ать что-то о себе. Он хочет найти себя в потоке слов. Не прямо, конечно, но хотя бы косвенно, созвучно его ожиданиям.

Надо воспитать своего избирателя. Выкормить его.

Я НЕ СОГЛАСЕН С ТЕМ, что не стоит тратить силы и время на работу с избирателями, заведомо настроенными против. Да, он не ва? избиратель, он уже определился и, скорее всего, не перекуется. Но он может стать менее активным ва?им противником, если вы что-то позитивное о себе загоните под его череп. То есть, он не будет агрессивно разлагать своих близких и знакомых агитацией против вас. ? это уже хоро?о. Надо бороться не только за голос избирателя, но и сражаться против активного пропагандистского ?тыка.

Н?КОГДА НЕ ЗАБЫВАТЬ про эксперимент. Надо оставлять дом, массив избирателей, который всегда под ва?им контролем, на котором идет постоянный опрос мнений. Это своеобразное «поле агронома» - было такое при советской власти, правда, чаще теоретически. ? вот на этом доме отслеживать реакцию на все свои ?аги.

ПРОЧ?ТАЛ У КОГО-ТО ТАКОЕ: «Эксперимент ставили: если на картинки размещать текст, все внимание будет уделено картинкам. Текст не читают». Мой личный опыт не подтверждает этот вывод. ? картинки смотрят, и текст читают. Другое дело, какой текст, какая картинка, как поставлено.

ЧЕРНЫЙ П?АР эффективнее белого. Это считается аксиомой. Так ли это? Люди охотно верят в самую дикую чу?ь. Но и с этим можно бороться. Не надо только в лоб противостоять. Здесь требуется искусство. ?менно искусство, а не изучение книжек по пиару. Нужны слух, такт, дар видеть и «чуять» ситуацию – это достаточно редкое качество. Поэтому и мало по-настоящему талантливых политтехнологов, которые не механически лепят чернуху и используют знакомые им приемчики, а создают новое, творят по ходу избирательной кампании.

Яркий пример удачного применения «черного пиара» - кампания по выборам губернатора Ставропольского края в 2000 году. В день голосования по всем почтовым ящикам была раскидана листовка с националистической подкладкой против одного из кандидатов. Он и проиграл. Хотя этого и следовало ожидать. Не случайно команда главного претендента – действующего губернатора, строила свою тактику на том, чтобы во второй тур вы?ел именно тот самый кандидат, против которого можно будет написать подобную листовку. Любой другой уложил бы непопулярного губернатора.

ВО МНОГ?Х УЧЕБН?КАХ ПО ПОЛ?ТТЕХНОЛОГ?ЯМ можно встретить такой совет: тот, кто первым прислал пресс-релиз в информационное агентство, уже наполовину выиграл, потому что второй раз в день одну и ту же новость освещать не будут. По крайней мере, бесплатно. На мой взгляд, это не имеет никакого значения. Это механический перевод с английского, автоматический перенос западных традиций на на?у почву. У нас новости и информация распространяются по другим законам и имеют другой удельный вес.

Вспоминаю, как в 1996 года на выборах Президента в администрацию края прибыла для «усиления» группа политтехнологов из Москвы, по-моему, из агентства «Никколо М». Ребята чуть ли не юные, далекие от жизни. Они проработали какие-то американские учебники по пиартехнологиям и ринулись внедрять вычитанные конструкции в электорат российской глубинки. Помню, представили мне на утверждение анкету для сельских жителей. Среди пунктов о предпочтениях в проведении досуга был и такой: любите ли вы путе?ествовать по зарубежным странам? Этот вопрос был скалькирован один к одному из учебника «Самый быстрый путь к власти», который я уже успел прочитать. Я спросил парня: чем вы думали, когда составляли вопросы? Какие путе?ествия у тетки, которая два месяца не получала заработную плату и вообще даль?е райцентра в своей жизни никуда не выезжала? Для нее в районную больницу выбраться - уже проблема.

СТРАТЕГ?ЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: еще до объявления выборов стать если не своим, то «обозначенным» в округе человеком. Установить теплые отно?ения с кем-то из ветеранов, известных людей, «контактных» людей – продавщица в газетном киоске, почтальон, стар?ая по подъезду и т.д. Провести акцию, собрание, встречу – проявить себя. Эффективность от вложенного в это рубля и просто часа, по моим наблюдениям, в десятки раз превы?ает эффективность ресурсов,вложенных во время избирательной кампании.

Не снижать напряжение контактов, установленных с жителями: напоминать о себе, отправлять по случаю письма и открытки, звонить.

МОЖНО ПОСОВЕТОВАТЬ КАНД?ДАТАМ наладить встречи с чиновниками разного уровня – даже самого незначительного - по просьбам избирателей. Стать этаким ходатаем. Ему пожаловались, он встретился – газовики, энергетики, архитектура, милиция и т.д. Потом ответил, рассказал. От него много и не ждут – он же еще не власть. Но он демонстрирует готовность биться за их интересы. Это сильнее любого талантливого призыва.

Например, (если есть возможность): создать (условно) службу записи пациентов к врачам. Договориться в регистратуре. Доставлять талончика на дом. Несколько студентов от имени какого-либо фонда.

ПРОВЕРЕНО НА Л?ЧНОМ ОПЫТЕ. Перед тем, как самому пройти по квартирам избирателей, попробовать получить минимальную информацию о людях: имена и отчества, детали биографии. ? потом поражать своей осведомленностью.

Акция: «Забытый герой». Полистать под?ивки газет двадцати-тридцатилетней давности. Найти известного в свое время человека – герой труда, знаменитый строитель, учитель. Сейчас это пожилой гражданин. Устроить ему чествование.

Акция: «Письмо поддержки». Организовать пикет, во время которого прохожим предлагают подписаться под письмом. Это обращение к человеку, в жизни которого произо?ло что-то важное: поступил в институт, женился, вернулся из армии, защитил диссертацию, закончил институт и так далее. Содержание: мы, земляки, радуемся вместе с вами и желаем вам добра. Первая подпись – будущего или реального - кандидата, а остальные земляки поддерживают добрые слова.

?ГРА УМА. Опыт пропаганды партийного списка. Допустим, номер 17. Как пропагандировать эту цифру?

Наклеить в магазинах листочки с цифрой 17

Граффити

Часту?ки с цифрой 17.

Флаги на ма?инах с цифрой 17.

Возду?ные ?арики с 17.

Опросы: 17 в ва?ей жизни.

Гороскоп: всем, имеющим отно?ение к 17.

Поздравления рожденным 17 числа.

Великие люди, родив?иеся 17 числа.

Даты на число 17.

Стихотворения о 17.

В газете рубрика: рассказ о 17 детях, (о спортсменах, о воинах и т.д.)

Материалы в газетах должны начинаться со слова 17.

Закупить верхнюю строчку в газетах и анонсировать 17.

Придумать абсурдное объявление на радио с использованием 17 и крутить ролик по 20 секунд.

На телевидении придумать ролик с куплетом. «Шел трамвай семнадцать номер.»

Пропаганда, упоминание книг, названия которых с числа начинаются. Например, конференция по книге «17 мгновений весны».

В выборную кампанию все, кто родился на цифру 17, получат поздравление и маленький сувенир..

Организовать общество поклонников числа 17.

Снять рисованный мультик о цифре 17.

Конкурс: кто из великих людей родился 17 числа? Приз.

Конкурс житейских историй, когда число 17 сыграло хоро?ую роль. Пример:17 декабря я защитил докторскую диссертацию. Это числа агитаторы должны вытягивать из избирателей заранее.

Я благодарен числу 17. В этот день я познакомился со своей будущей женой и счастлив.

Опрос: как вы относитесь к числу 17? Связаны ли с ним какие-то даты в ва?ей жизни?

?нтервью с людьми, которые живут в домах с номером 17.

Учредить газету «17» абсолютно неполитическая и не партийная. Ни слова о выборах.

Пословицы и поговорки, в которых упоминается это число.

Опросы-вопросы. ?звините, мы проводим опрос от университета. Табличка (ассистенты кафедры психологии, вне?татные участники проекта Академии наук)

Вы согласны с тем, что 17 боль?е 12? Да. Вы согласны с тем, что 15 мень?е 17? Вы согласны с тем, что 21 минус 4 равно 17. Согласен. Не кажется ли вам, что после этого разговора ва?е отно?ение к числу 17 стало чуть-чуть теплее? До этого вы задумывались когда-нибудь, что есть число 17? Наверное, нет.

Придумать загадку с числом 17.

Что можно об этом сказать? Если есть ли?ние деньги, можно эту акцию запускать. Кое-что она даст.

ВМЕСТО ЭП?ЛОГА

ГЮСТАВ ЛЕБОН: «Влиять на толпу нельзя, действуя на ее ум и рассудок, то есть путем доказательств».

«?збиратели принимают на веру любое утверждение, оценивая их не логикой и размы?лениями, а на уровне чувств и эмоций».

«Массы уважают только силу, и доброта их мало трогает, так как они смотрят на нее как на одну из форм слабости».

«Успеха достигают те вожди, которые умеют понять ожидания толпы и притворяться, что они их всецело разделяют».

06.10.2009 г.