МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

А пока партии на обочине

← к списку статей

ОЦЕН?ВАЯ НЫНЕШНЮЮ С?ТУАЦ?Ю, cо скорбью понимае?ь, что мы так же далеки от поставленной цели, как и семь лет назад. Хотя вне?не все обстоит вроде бы благополучно. В крае существует не менее двух десятков партий и общественно-политических движений, и число их продолжает расти. Только за последние три месяца образовались движения генерала Николаева, два «Отечества», «Народный голос Ставрополья».

Партии и движения являют собой печальное зрелище. Малочисленные, беспомощные, они не оказывают никакого влияния на местную политическую жизнь, не участвуют в формировании властных органов и только в предвыборные кампании как бы обнаруживают свое существование и добросовестно исполняют отводимую им декоративную роль. Претенденты с денежными ме?ками или властными эполетами вспоминают о них только перед выборами, когда надо обеспечить себе пе?ее ополчение.

Ясно, почему это произо?ло. Власть, начиная с Президента, сделала все возможное, чтобы партийные институты в стране не появились. Никто из власть имущих властью ни с кем делиться не хотел. Тем более становиться под чей-то контроль. Подмяв?ие все под себя мэры и губернаторы используют политические организации исключительно в целях собственного обслуживания.

Но так продолжаться даль?е не может. Если мы хотим научиться формировать властные структуры с хоть каким-то учетом мнения народа и поставить под контроль зарвав?ихся столоначальников и циников, необходимы серьезные изменения.

БЕСПРАВНОМУ и беспомощному положению общественно-политических организаций, кроме противодействия всевозможного начальства, способствует и существующее законодательство о выборах. Как на федеральном, так и на местном уровне. Те правила, по которым мы выбираем и депутатов, и мэров, и губернатора, не только не способствуют появлению сильных политических организаций, но, напротив, ведут к их деградации и маргинализации.

Нужны радикальные изменения законодательства. Первое, что следует сделать, это введение обязательности двух туров на любых выборах. Что это даст? Во-первых, исключит ситуацию, когда претендент, набрав четырнадцать процентов - на три голоса боль?е от ближай?его соперника, действует от имени боль?инства избирателей округа, хотя не исключено, что во втором туре он с треском проиграл бы.

Во-вторых, эта норма даст реальный инструмент для объединения политических организаций. Выявив в первом туре свой рейтинг, они получат стимул для объединения, для политических согла?ений, опираясь на какие-то реалии...

Это сделает более обязательными и отно?ения кандидата с политической силой, его поддерживающей. Сегодня мы спло?ь и рядом наблюдаем наплевательское отно?ение победив?его кандидата к тем, кто его выдвигал

Но это не все. Необходимо законодательно закрепить такое понятие, как оппозиция, теневое правительство. ?збирательный блок, который выходит во второй тур, скажем, губернаторских выборов, должен получать определенные политические преимущества перед прочими участниками выборного марафона. Победитель, ясно, получит главный трофей – право формировать правительство.

Но и второй финалист выборов, за которого, как правило, голосует 35-45 процентов избирателей, тоже представляет собой политическую силу, и немалую, и она должна находить выражение в делах региона. Поэтому второй финалист должен получать определенные права, которые позволили бы ему иметь всю экономическую и социальную информацию, которой располагают административные органы.

СТАВ РУКОВОД?ТЕЛЕМ оппозиционного движения, или, если выразиться так, теневого правительства, он получает право требовать объяснения от любого чиновника, участвовать в работе правительства. Официальная оппозиция должна получить право законодательной инициативы наравне с депутатами. ? так далее.

Особый разговор - о финансовой поддержке официальной, статусной оппозиции. Думаю, что в бюджете должны быть определены суммы для содержания немногочисленного, но вполне дееспособного аппарата, расходы на связь, транспорт, канцелярские, содержание скромного, но достойного помещения, оргтехники, на проведение ряда мероприятий. Возражения, что это невозможно по причине бюджетной убогости и необходимости сокращения и без того разбух?его чиновничьего братства, элементарно отметаются.

На фоне десятков тысяч государственных служащих, съедающих десятки миллионов рублей, несколько десятков тысяч рублей никак не выглядят разорительными. Сокращать есть где, и, кстати, теневое правительство скорее, чем действующая администрация, найдет, где именно и кого можно сократить совер?енно безболезненно.

? еще одно достаточно радикальное предложение. Кандидаты на все выборные политические и государственные посты должны выдвигаться только общественно-политическими организациями, которые для выдвижения и поддержки таких кандидатов как раз и создаются. Никаких независимых кандидатов. Потому что на самом деле «независимый» политик - это фикция, обман избирателя.

Все кандидаты - и в депутаты, и мэры, и губернаторы, выражают чьи-то взгляды, опираются на чью-то поддержку. Но одно дело, когда известная политическая сила берет ответственность за своего ставленника, и совсем другое, когда «независимый» проталкивается группой то ли бизнесменов, то ли связанных с властными структурами людей. Где и в чьих интересах он получает «советы», никому не известно. Ни с кого не спроси?ь. Поэтому сегодня любой гражданин, набив?ий себе карман, в состоянии насобирать необходимое количество подписей и потом, естественно, обвиняя всех и вся, наобещать с три короба избирателям и, пробрав?ись в ту же Думу на демагогии и популизме, вещать и действовать уже от имени народа. При этом ни перед кем не отчитываясь и ни за что не отвечая. Что мы и наблюдаем.

РЕАЛ?ЗАЦ?Я ?ЗЛОЖЕННЫХ ВЫШЕ предложений меняет само содержание политической жизни. Политические организации получат стимул для объединения и роста. Это приведет к тому, что на политической арене останется, скорее всего, четыре-пять действительно имеющих поддержку населения и, главное, востребованных обществом, политических объединений. Они перестают быть фантомом, а станут центром притяжения и активных граждан, и предпринимателей, и общественных деятелей.

Потенциальные кандидаты, авторитетные люди, не являясь членами партий, будут более заинтересованно знакомиться с программами партий, оказывать боль?е знаков внимания им, энергичнее участвовать в партийной жизни.

В итоге появятся реальные рычаги общественного контроля за деятельностью власти. Потому что сегодня власть, по существу, бесконтрольна и абсолютно безразлична к мнениям и настроениям массы избирателей.

Василий КРАСУЛЯ, председатель СКО партии «Демократический выбор России».

«Ставропольские губернские ведомости», 1999 г.