МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Объединяет свобода

← к списку статей

Можно согласиться с основными положениями автора статьи «Буржуазия как социальная опора правой партии». Но с одной оговоркой. Когда мы употребляем слово «буржуазия», мы используем его не в марксистском контексте - эксплуататор, капиталист, а вспомнив, что оно восходит все-таки от слова «бюргер». То есть, горожанин.

В средние века свободный человек, жив?ий за городскими стенами, добывал хлеб своими руками и умом. Бюргер был не только, и не столько капиталист, распорядитель наемных рабочих. Это был и учитель, и врач, и кузнец, и портной, и ремесленник, и музыкант. Безусловно, был здесь и предприниматель, то, что можно было бы назвать капиталистом, буржуа в узком смысле слова.

Достаток этих людей был разным: были среди них и бедные и очень богатые. Но одно их роднило - они были свободными, сами избирали свою судьбу и рассчитывали прежде всего на себя. Поэтому они и строили общество, которое охраняло законом их свободу. Свободу творить, свободу жить по своей совести, свободу передвигаться, свободу излагать свои мысли. В этом и заключается суть либеральных ценностей, которые начертаны на знамени правых партий.

Я думаю, что Союз правых сил - это не партия крупного капитала. Это даже не партия буржуазии, если иметь в виду то, что партия выражает интересы капиталистов. Просто так сегодня получается, что коренные интересы буржуазии совпадают с коренными интересами активных, творческих людей, которые зарабатывают на жизнь своим талантом и руками. Этим и обусловлен отмеченный автором статьи союз интеллигенции и предпринимателей. Взяв на себя бремя защиты идей рынка, идей частной собственности, интеллигенция, у которой не было ни капиталов, ни собственности, защищала прежде всего свои жизненные интересы.

Василий Красуля.

«Новый Гражданский мир», июнь 2000 г.