МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Служебная записка губернатору 13.09.93 г.

← к списку статей

Главе администрации Ставропольского края Кузнецову Е.С.

СЛУЖЕБНАЯ ЗАП?СКА

О некоторых вопросах повы?ения эффективности работы

аппарата администрации края и, прежде всего блока социальных проблем

Евгений Семенович!

Меня беспокоит то, что нам не удается обеспечить приоритет социальной сферы. Положение здесь ухуд?ается. Размы?ления наводят меня на мысль, что происходит это не только по причине общего разорения экономики, но еще и потому, что эти сферы остаются на периферии внимания, их роль и положение принижены.

В ущерб насущным интересам социального сектора, охватывающего своим попечительством практически все население края, экономическую и финансовую политику определяют отрасли материального производства.

У больниц отнимаются участки земли без согласования со мной. Разгораются скандалы вокруг выделяемых для социалки помещений, в то время как коммерческие структуры беспрепятственно получают необходимое. Я отодвинут от распределения денежных средств, значительная часть которых прямо или косвенно относится к моему участку работы. Без моего ведома принимаются постановления и распоряжения, которые напрямую касаются моих служб.

Недавно издан пакет документов о структуре и перспективной политике управления, организации государственной службы в крае. Они настораживают меня тем, что подготовка их была организована без участия специалистов моего блока.

Не могу избавиться от впечатления, что как только подведомственные мне службы начинают серьезные инициативы, которые могут и материально и морально укрепить авторитет департамента, возникает невидимое мощное противодействие.

Пытаясь вычленить, что тут зависит от меня лично, а что от меня не зависит, я сделал некоторые выводы. Скажу о том, что от меня не зависит.

Прежде всего, хотел бы сказать об определенном Ва?ем предубеждении к демократам, к на?им деловым качествам и недооценке политического аспекта некоторых на?их инициатив, отсутствии Ва?ей поддержки в ряде вопросов, что передается всему аппарату и что порождает для нас многочисленные проблемы.

Какое-то время, осознавая свою неопытность в управленческих и финансовых вопросах, я с этим мирился. К тому же я полагал, что мои коллеги, на которых Вы опираетесь, к мнению которых прислу?иваетесь, предлагают более верные ре?ения.

Но жизнь показывает, что каких-то особенно глубоких и оригинальных идей продвижения реформ в крае старый аппарат пока не предложил. ? в то же время отметаются идеи и подходы, генерируемые в демократическом движении. Вот только несколько примеров.

Не были приняты на?и предложения по Труновскому району в части поддержки фермерства.

Полтора года назад я предлагал провести краевой сход граждан и на нем обсудить вопросы с преступностью, развернуть массовую кампанию вокруг криминогенной темы. Это позволило бы нам захватить инициативу в этом вопросе.

Я безуспе?но настаивал на проведении демократической аттестации всех руководящих кадров на предмет лояльности Президенту и курсу на реформы. ? до сих пор на своих постах остаются люди, которые в открытую агитируют против Президента и Правительства.

Обращался я с предложением отменить подписанное А.А.Шияновым постановление об ограничении 8-ю процентами уровня рентабельности для торговых предприятий. Был подготовлен проект соответствующего ре?ения. Но мне деликатно намекнули не лезть не в свои дела. Однако арбитраж признал незаконным то постановление, что никак не прибавило уважения администрации со стороны предпринимателей.

Демократы первыми поставили вопрос о повы?ении статуса края. ?нициатива эта, получи она развитие еще весной про?лого года, подняла бы престиж администрации в глазах населения края. Сегодня о правах регионов трубят все, и громче всех в краевом Совете.

Не на?ло поддержки предложение создать общественный консультативный Совет при губернаторе из авторитетных людей из числа представителей партий, науки, деловых кругов, практиков. Реализация этого проекта среди прочего еще и помогла бы разделить часть ответственности за состояние дел с общественностью, ослабить обвинения администрации в отсутствии стратегии.

Несколько раз ставился вопрос о создании информационно-аналитического центра. Предложение неизменно отвергалось под предлогом нехватки денег. Я думаю, что безболезненно можно было бы наполовину сократить ныне?ний ?тат администрации, если бы мы взамен получили сильный, укомплектованный компьютерами и специалистами хоро?ий аналитический центр.

Можно вспомнить и другие случаи, когда предложенные демократами политические инициативы отвергались по совету людей, которые считаются более опытными. Но время свидетельствует, что этот опыт не так уж много значит. ?менно благодаря доминированию этого «опыта» в на?ей администрации Вам не удается сломать казенно-бюрократический стиль управления и подготовки важней?их ре?ений. Например, строительство сахарного завода, проект которого подготовлен без ?ирокого обсуждения, без конкурса, в спе?ке и, по мнению многих специалистов на невыгодных для края условиях. Боюсь, что этот проект еще вызовет много ?ума.

Но меня беспокоит не вчера?ний день, а завтра?ний. Я хочу убедить Вас в том, что в Ва?их прямых интересах опираться на потенциал тех, кто однозначно поддерживает реформаторский курс Президента.

Не опираясь на демократические силы, вы не прорветесь через стену вчера?ней номенклатуры, которая плотно Вас окружила и не дает работать. Вы не избавитесь от бюрократического способа организации исполнительного аппарата, не сумеете привлечь к проблемам администрации и новых людей, и новые идеи. Поэтому кадровые предложения будут возникать келейно за закрытыми дверями, навязываться Вам. ? люди, далекие и от Президента, и от реформ, будут проникать на ответственные участки и потихоньку гробить реформы. ? не будет никакого общественного контроля, вообще никакого контроля за чиновниками, потому что сегодня властвует круговая порука.

Что я предлагаю?

Первое. Открыто опереться на демократов. Внедрять прогрессивные методы управления. Опираться на выдвинутые из демократической среды кадры. Сменить кадры, не проявив?ие инициативы. Соответственно этим задачам строить и модель управления краем, избавив?ись от громоздкой отраслевой.

Второе. Организовать независимую общественную экспертизу проектов постановлений и распоряжений с привлечением представителей общественных и политических организаций, научной общественности.

Основа для организации такой коллегиальной экспертизы есть. Это научно-координационный совет при главе администрации. Мы явно недоиспользуем его потенциал.

Третье. Об организации заседаний администрации. Мне кажется, необходимо боль?е выносить на обсуждение вопросы социально-политического звучания. Анализ социально-политической ситуации в крае в целом или в конкретном районе и городе на данный момент. Ситуация на Северном Кавказе и на?и отно?ения с соседями. Проблемы межнациональных отно?ений в крае. Качество жизни населения. Миграционные процессы. Демографическая ситуация. Забастовочные настроения. Отно?ения исполнительной власти с Советами, профсоюзами, политическими течениями. Коррупция в э?елонах власти, о которой знают все, кроме так называемых компетентных органов. Фактическое отстранение государства от контроля за эффективностью использования государственного капитала в производственных отраслях, на предприятиях.

Пока же мы обсуждаем преимущественно частно-конкретные хозяйственные вопросы. Это необходимо, на них нужно делать акцент. Но, отвлекаясь на частные вопросы, мы упускаем из виду и перспективу, и серьезные социальные проблемы.

Четвертое. В связи с этим на заседания администрации следовало бы пригла?ать представителей деловых кругов, партий и движений, научной общественности, творческих союзов, заинтересованных в разбираемых вопросах. Это только укрепит доверие к нам, поможет принимать действенные и выполняемые ре?ения.

Пятое. ?сходя из приоритета социальной сферы, необходимо изменить взаимоотно?ения в управленческой схеме. Хотел бы предложить Вам пересмотреть положение департамента социальных проблем и статус Ва?его заместителя, который курирует социальный блок.

С учетом важности курируемой мною сферы, считаю необходимым иметь право участвовать в выработке финансово-кредитной политики, согласовывать ре?ения по наиболее важным финансово-материальным проектам, принимать ре?ения в своем блоке по кадровым и материально-денежным вопросам, издавать обязательные для исполнения распоряжения, быть в курсе всех принимаемых администрацией ре?ений и влиять на их выработку и реализацию, поскольку не кому-то, а в основном мне – после Вас, разумеется, - приходится отдуваться перед уважаемыми ставропольцами и на митингах, и на сходках, и в прессе за все, что делается или не делается в крае.

Но если я несу эту ответственность, я должен иметь возможность реально на что-то влиять.

Учитывая все это, рабочую нагрузку заместителя по социальным вопросам (в Краснодаре и Ростове, например, мой ныне?ний блок разделен между тремя заместителями главы), а также сложность и многогранность сферы, вбирающей в себя и вопросы межнациональных отно?ений, миграции, казачества, связей с общественно-политическими организациями, печати и средств массовой информации, предлагаю повысить статус заместителя главы по социальным вопросам до первого зама. Это подчеркнуло бы признание важности социальной сферы в деятельности администрации.

Помаяв?ись полтора года, я теперь знаю, что делать. Мне нужны полномочия. Если Вы меня поддержите демонстративно, я сам справлюсь с чиновничеством.

Шестое. По схеме управления предлагаю в курируемом мною блоке иметь следующие подразделения:

1. Управление здравоохранения.

2. Управление образования.

3. Управление социальной защиты.

4. Комитет по культуре.

5. Комитет по физической культуре и спорту.

6. Комитет по печати и информации.

7. Комитет по межнациональным отно?ениям, миграционным проблемам и вопросам казачества.

8. Комитет по молодежной политике.

9. Комитет по туризму.

10. Комитет по вопросам научно-технической политики и выс?ей ?колы.

На мой взгляд, нецелесообразно иметь в составе администрации ни комитет, ни отдел по вопросам семьи и материнства. Эти вопросы надо передать в управление социальной защиты.

Седьмое. Предлагаю организовать комиссию по вопросам социальной политики и социальной защищенности, а также комиссию по вопросам взаимоотно?ений с общественно-политическими организациями. Для обеспечения этих комиссий в качестве их рабочих органов образовать два отдела в администрации.

Средства на обустройство предлагаемых структур можно найти, сократив управленческие звенья в области промы?ленности, строительства, сельского хозяйства и других образований в сфере материального производства, которые сегодня ничем реально не управляют. Можно сократить и затраты на аппарат администрации Кавминвод. Главное назначение эколого-охраняемой зоны – обеспечивать развитие курортов, а не подменять исполнительно-распорядительные органы государственной власти.

В.Красуля, заместитель главы администрации Ставропольского края

13.09.93