МЫ РОДИЛИСЬ,
ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Служебная записка губернатору 30.04.92 г.

← к списку статей

Главе администрации Ставропольского края

Кузнецову Е.С.

Записка

Размы?ляя о катастрофическом положении в экономике, о падении жизненного уровня подавляющего боль?инства населения края, о росте преступности, о моральной деградации и о многом другом из этого же ряда, о чем Вы, конечно же, знаете луч?е меня, я обращаю внимание на три, самые неуте?ительные для меня, вещи.

Первое: на?е краевое правительство не пользуется доверием боль?инства населения края.

Второе: боль?инство граждан не воспринимают то, что можно было бы назвать попытками реформ, своим кровным делом. Они не включились в процессы активных действий.

Третье: у граждан края, групп, слоев нет осознанной перспективы, ради которой можно было бы терпеть, жертвовать. Отсюда иждивенческие настроения, постоянные требования, давление.

Все это имеет место, прежде всего потому, что в на?ей жизни не происходит реальных перемен. Реформы стоят. С деятельностью краевой администрации, которой на днях исполняется полгода, не связываются какие-либо бросающиеся в глаза сдвиги. ?, что хуже всего, все более упрочивается мнение, что реформы буксуют именно по причине на?ей политической непродуктивности.

Этому несколько причин. В том числе и не зависящих от нас. Остановлюсь на двух из них, устранить которые в на?ей воле.

Во-первых, у нас нет конкретной программы ?ирокомас?табных радикальных начинаний, способных круто повлиять на жизнь ставропольцев, ввести Ставрополье в качественно иное социально-экономическое измерение.

Во-вторых, истек?ие полгода доказали, что поговорка «старый конь борозды не портит» не всегда срабатывает. Выясняется, что многие из окружающих нас «старых коней» просто не способны предложить новые подходы. А многие из них не имеют ни малей?его желания ни думать, ни работать по-новому.

Вот несколько примеров, самых свежих.

Ва?а инспекционная поездка в Труновский район, если говорить откровенно, закончилась далеко не так, как хотелось бы. Подготовленный силами департамента аграрных проблем документ мало, чем отличается от подобных постановлений времен застоя и не гре?ит обилием свежих идей. По моей информации, на тех самых «больных» фермах после легкого испуга воцарился прежний бардак.

22 апреля Ю.Гончаренко (председатель краевой думы – ред.) вывел личный состав аппарата крайсовета на прогулку к монументу незабвенного ?льича. Что он хотел этим продемонстрировать, для меня загадка. Насколько мне известно, Б.Н.Ельцин, запретив КПСС, тем самым высказал свое отно?ение и к ее основателю, прославив?емуся истреблением частной собственности.

Андроповский предводитель В.Рогчев в районной газете вместе с председателями райсовета и райсовпрофа публикует первомайское воззвание к народу, в котором сообщает, что российское правительство ду?ит народ.

Занимающие не последние посты в на?ей администрации В.Бондарев, М.Вар?авский, В.Гарку?а на У1 съезде народных депутатов России голосовали против включения в Конституцию поправки, разре?ающей куплю-продажу земли. А всего 12 ставропольских депутатов поусердствовали, чтобы эта поправка не про?ла. Вы думаете, что мы с такой публикой сварим ка?у? Эти «друзья народа» и «защитники прав тружеников» подготавливают голод весной будущего года.

Земельный вопрос – коренной вопрос не только аграрной революции, но и судьбы России.

Меня до изжоги достают демократы за снисходительное отно?ение к партократическому про?лому многих на?их «соратников». Это не стра?но, компромисс во имя дела продуктивен. Но есть компромиссы и компромиссы. Есть принципы, переступать через которые губительно. Я думаю, что люди, сохраняющие трогательную верность колхозному строю и коммунистическим идеалам, могли бы блистать своими талантами на других поприщах, но никак не в администрации, которая поводит курс на восстановление частной собственности.

В конце концов, вокруг нас довольно много умных людей, не отравленных ядом служения в прежних структурах. ? готовых действительно работать на реформы.

Мое твердое убеждение: непременное условие для успе?ного продвижения вперед – аттестация всех работников аппарата администрации сверху донизу.

Но тем не менее это частность. Необходимое, но недостаточное условие.

Требуются конкретные, глобальные ?аги, которые позволили бы радикально изменить ситуацию и привлечь к нам сотни тысяч сторонников реформ. Втянуть их в повседневную практику преобразований.

Нам необходимо сформулировать смелую, понятную, неординарную политику на ближай?ий период. Политику, которая показала бы, что мы действительно люди государственно мыслящие и действующие, понимающие перспективу Ставрополья.

Не претендуя на абсолютную истину и стопроцентный охват все проблем, хотел бы предложить несколько мероприятий стратегического характера, реализация которых позволила бы создать в крае принципиально новую социально-политическую ситуацию:

1. Обратиться к Президенту республики с требованием предоставить Вам дополнительные полномочия для принятия ре?ений законодательного характера.

2. Опираясь на Протокол к Федеральному Договору о повы?ении статуса регионов, предпринять меры для превращения Ставрополья в зону предпринимательства с особым правовым режимом.

Создать группу для подготовки проекта Конституции Ставрополья.

Не выторговывая себе суверенитета наподобие Татарстана, тем не менее, взять достаточно полномочий для осуществления государственной политики на уровне региона.

3. Для подавления сопротивления бюрократии и дураков в органах власти ввести на территории края прямой принцип действия Указов Президента и постановлений Правительства, распоряжений главы администрации. Любой гражданин получает право обжаловать в суде действия любого должностного лица, не выполняющего предписания властных органов.

Надо карать за волокиту, за неисполнительность беспощадно. Либо мы наведем в этом порядок, либо будем сметены.

4. Поставить вопрос о государственно-территориальном устройстве края с учетом национальных и исторических особенностей.

Поддержать требования казачества о реабилитации. Восстановить казачье самоуправление. В местах компактного проживания казаков вернуть им боль?ую часть некогда принадлежащей им земли – это около миллиона гектаров.

Поставить вопрос о возвращении в Ставропольский край быв?их казацких территорий в Карачаево-Черкесии и Чечне.

5. Принять конкретные меры по защите экономических и социальных интересов коренного населения края.

6. Разре?ить куплю-продажу земли.

7. Разделить часть краевого земельного фонда между населением края и раздать ставропольцам бесплатно с правом продажи.

8. Разделить часть государственной собственности во всех сферах народного хозяйства между жителями края и бесплатно раздать с правом продажи.

Эти меры, во-первых, дадут поддержку населению края. Во-вторых, люди получат перспективу, смысл ждать, терпеть, возрастает деловая активность. Наконец, слабые будут поддержаны. Мы получим инвестиции и темп для становления рыночного сектора, модернизации производства.

Уверен, если мы этого не сделаем сегодня, при ныне?нем развитии событий завтра это произойдет спонтанно: будут погромы и самозахваты.

9.Вернуться к идее продажи части земельного фонда – примерно 200 тысяч гектаров.

Вырученные в результаты продажи 10-20миллиардов рублей направить на социальную поддержку малоимущих слоев, на поощрение частного предпринимательства и фермерства, радикальное укрепление милиции.

О милиции особо: необходимо создать налоговую милицию, отделы по борьбе с рэкетом, коррупцией, бандитизмом. Мы должны организовать самый настоящий террор закона и гарантировать сохранение законности и правопорядка на территории края.

Часть вырученных средств также направить на улуч?ение положения интеллигенции: культура, наука, образование. Эти сферы необходимо поддержать потому, что без них невозможно никакое возрождение.

10.Провести переустройство органов власти в крае.

Представительная власть: двухпалатный парламент на профессиональной основе из 50-60 депутатов.

Нижняя палата – по одному депутату от 45-50 тысяч избирателей.

Верхняя – по одному от районов, городов.

?сполнительная власть: глава администрации – губернатор, государственный секретарь, аппарат губернатора.

Губернатор подписывает местные законы, издает обязательные для исполнения распорядительные документы. Отвечает за исполнение Указов Президента в крае. Представляет край во взаимоотно?ения с Президентом. Правительством РФ, соседями.

Губернатор отвечает за законность и порядок, ведает органами внутренних дел. Поддерживает согласие между различными слоями и группами населения, партиями, движениями, отно?ения местным парламентом, межнациональные взаимоотно?ения.

Губернатор назначает правительство края – премьер и его заместители. Члены правительства курируют блоки соответствующих министерств, комитетов, ведомств. Текущая, практическая повседневная работа – это правительство.

Для губернатора очень важно, чтобы с его именем не связывался каждый конкретный, зачастую непопулярный ?аг правительства. Он должен иметь просто для маневра, в случае необходимости производить замены в правительстве, вплоть до его полной отставки.

Для повы?ения дееспособности правительства, его рейтинга важно утвердить такой принцип назначения: губернатор поручает сформировать правительство влиятельному лидеру – промы?леннику ли, ученому, партийному деятелю, депутату – который способен предложить четкую программу действий в развитие политики главы администрации и набрать под нее команду профессионалов.

? еще. Для того чтобы заручиться поддержкой населения, оценить мас?табы опоры, надо выставить свою программу на краевой референдум, обратиться к ставропольцам за поддержкой и получить ее. Без такой поддержки, без одобрения своих намерений, без четкого разъяснения, чего мы хотим, к чему стремимся, вряд ли удастся сделать что-либо серьезное.

Понимаю, что все изложение и спорно, и контурно, что называется «общо», «в принципе». Но, мне кажется, сегодня на?е слабое место именно в отсутствии принципиальных подходов. Занимаясь массой повседневных практических задач, мы упускаем из виду стратегию.

? рискуем потерять все.

Насколько я мог понять, Евгений Семенович, вы за радикальные реформы. Мы много упустили. Но не безнадежно. Я уверен, ?анс выправить ситуацию есть. ?м надо воспользоваться.

Но для этого необходимы действительно радикальные, нестандартные действия. Народ поддержит любые практические ?аги, направленные на реальное улуч?ение дел.

Заместитель главы администрации Ставропольского края В.А.Красуля

30.04.92 г.